Будем беречь братские узы. Слово на открытии конференции «Восточнославянская цивилизация»

  
0

 

Сергей Котькало

 

Слово на открытии Конференции «Восточнославянская цивилизация: проблемы и перспективы. К 368 годовщине Переяславской рады»

 

Прошел год с нашей встречи. Каждый из нас не просидел его, сложа руки. Мы тоже не сидели. Вместе со школьниками из славянских стран провели общий День славянской письменности, прочитали в онлайн формате роман «Евгений Онегин» в день рождения А.С. Пушкина от Находки до Барселоны, провели Ушаковские сборы на просторах России и Адмиральский час в Переделкино, выпустили ряд журналов, где публиковались материалы предыдущей конференции, книгу Ольги Александровны Державиной «Мудрость слова» в серии «Славянский мир» о литературе XVI-XVII вв., когда древнерусская литература для многих славян была общедоступной…

 

Шестнадцать лет, по благословению Святейших Патриархов Московских и всея Руси Алексия I и Кирилла, Союз писателей России, Всемирный Русский Народный Собор, Международная славянская академия и Центр Фёдора Ушакова проводят Литературно-исторический форум «Восточнославянская цивилизация», посвящая его Переяславской Раде. Собирались в Харькове, Днепропетровске, Киеве, Москве, Минске, Курске на Белгородчине, в Черниговской, Полтавской и Черкасской областях, в Полоцке, Донецке и  Луганске…

 

Все это знаковые места нашей славянской славы, где рождались памятники славянской письменности «Слово о полку Игореве», «Слово о Законе и благодати» митрополита Илариона, «Повесть временных лет», – духовно-нравственные заветы для товарищей-потомков…

 

Нашу совесть будили славянским «Шестодневом» Иоанн, Болгарский Экзарх, молебным каноном свт. Кирилл Туровский в первой четверти XII века, как и авторы иных эпических полотен истории славян, что призывали к объединению славянских племен для защиты своей земли, осуждая стремление к превозношению, порицая родственные раздоры и восхваляя братскую взаимопомощь.

 

Восточнославянская цивилизация – это часть европейской цивилизации, как бы этому не противились англо-саксонская и романо-германская цивилизации. Она вместе с ними творит на протяжении столетий культурно-историческое европейское пространство от Атлантики до Урала.

 

Давайте вспомним труды великих наших предшественников Павла Шафарика с его «Славянскими древностями: от Геродота до падения Гуннской и Римской империй», Измаила Срезневского с его «Словарем древнерусского языка», «Древними памятниками письма и языка югозападных славян», «Русью Угорской» и «Фриульскими славянами», Вука Караджича с его «Сербскими песнями» и «Сербской грамматикой» и «Сербским словарём», Ернея Капитара с «Грамматикой славянского языка Краины, Каринтии и Штирии», Григория Ильинского и его «Праславянскую грамматику», писателя и ученого Валерия Ганичева, инициатора и многолетнего организатора нашего славянского форума, и многих-многих зодчих общего славянского дома… Давайте поблагодарим наших неутомимых современников академика П.П. Толочко за книгу «Откуда пошла Руская земля» и «Украина между Россией и Западом: историко-публицистические очерки», писателя Ю.М. Лощица за его книги в серии «ЖЗЛ» «Сковорода», «Дмитрий Донской», «Кирилл и Мефодий», за «Славянские святцы», изданные в серии «Славянский мир»…

 

Много накоплено, но и многое и утекает, как песок меж пальцев, из единства славян. Наша цивилизация планомерно разрушается. Вся жизнь славян поставлена с ног на голову. Ни один из славянских народов не знает, куда он движется Вот и хотелось бы, чтобы мы поставили, – пусть для себя самих, – вешки  – вопросы, от которых оттолкнется сегодняшняя дискуссия, чем завершится его история.

 

– Давайте определимся, что есть славянство в политическом, экономическом и духовном смысле сегодня?

– Было ли когда-нибудь и есть ли сегодня наше единство и стоит ли его дальше развивать у разных славян, когда у каждого свои заботы и думки?

– Какова основа для единства? Мы лелеем его как мечту, как Град-Китеж, наконец, или у нас уже сегодня есть основа для будущего движения?

– Как Восточнославянская цивилизация может устоять в современном мире, с помощью чего, каких механизмов?

– Что мы можем сделать в области культуры?

– Может, пришло время напомнить самим себе о единстве восточнославянского наречия, нашего корневого церковнославянского языка, на котором держатся все славянские языки, истоки, корни духовные, исторические, этнические наших народов?

 

Эти вопросы о том, по какой нравственный, духовный, исторический рубеж сохранилась восточнославянская цивилизация? Мы и сегодня слышим тревожный, предостерегающий и оберегающий нас возглас:

О русская земля!

Уже за Шеломянем еси!

 

Наша встреча – это не фундаментальная научная сессия, не академический симпозиум, а дискуссия, где кратким выступлением, реферативным обзором, противоположным мнением мы надеемся подвигнуть своих соплеменников к размышлению, выработке общих векторов движения, уважительному отношению друг к другу.

 

По слову Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «…исконные наши ценности: правда, любовь, взаимовыручка, смелость, отвага, верность и запечатлены в редком по своей красоте и мелодичности тексте древнерусского эпоса. Так «Слово о полку Игореве» отражает нравственные принципы и норму общественного поведения конца XII века – того времени, когда на пространстве Древней Руси вершилась история трех будущих братских народов: белорусского, украинского, русского. В Новгороде-Северском, Полоцке, Галиче, Киеве, Путивле – и в других городах, упомянутых в строфах этой древней поэмы, в описываемую эпоху еще говорили на разных диалектах одного восточно-славянского наречия. Так связанные общими языковыми и культурными корнями, едиными ценностями и историей, мы призваны и сегодня следовать заветам древнего сказителя: сохранять единомыслие, защищать родную землю, беречь братские узы, искать правды».

 

Академик О.Н. Трубачев в книге «В поисках единства» в разделе «Откуда есть пошел Киев…» писал: «Не на месте пустом и диком воздвигся величественный храм новой веры, новая вера мудро использовала плоды культуры славянского духа и славянского слова.

 

Взять хотя бы древнее, народное и единое по-прежнему для всех славян – католиков и православных – слово и понятие «РАЙ», исконное свое название для блаженного потустороннего мира, и различные заимствованные, новые пришлые слова для «АДА», преисподней, пекла, мира возмездия. И это только один пример. Можно говорить как бы и о трех единствах русской и славянской традиции:

 

– Общие вскрываемом через язык единство культуры славян дохристианских и христианских, которое демонстрируемы через слово «рай», и ряд других,

– Затем о нередко забываемом, но все же насущном единстве древнего культурного наддиалекта и последующего письменно-литературного языка.

– И наконец, о единстве древнего новгородского диалекта и, значит, всего древнерусского, древневосточного языка…»

 

Полагаю, что будет справедливо начать нашу встречу с разговора о наболевшем, чтобы, преодолевая скорби, мы вышли на тропу духовной радости единства.

 

***

В связи с сегодняшней эпидемиологической ситуацией конференция проводится в режиме онлайн с участием России, Украины, Беларуси, Казахстана, Чехии, Черногории, Польши, Болгарии, Сербии, России, ДНР И ЛНР…

 

Программным символом конференции с декабря 2020 года является созданное академиком П.П. Толочко «Восточнославянское родовое древо VI-XVII вв.»

– корневая основа: восточнославянские союзы племен VI-IX вв.;

– ствол: Древнерусское государство — Руская земля IX-XIII вв.;

– ветви: восточнославянские народы и страны, сформировавшиеся в XIII-XVII вв., на общей древнерусской этнической основе.

 

В конференции участвовали:

Бабурин Сергей Николаевич (Москва), председатель Международного Славянского Совета,

Иванов Николай Федорович, председатель Союза писателей России,

Котькало Сергей Иванович, сопредседатель Союза писателей России, гл. редактор книжной серии «Славянский мир»

Чарота Иван Алексеевич, доктор филологических наук, профессор БГУ, академик Сербской академии наук и искусств,

Назаров Юрий Владимирович, Народный артист России,

Малинов Николай (Болгария), председатель Болгарского национального движения «Русофилы»

Веселин Канатар, профессор Белградского университета,

Егорова Галина Викторовна (Волгоград), кандидат филологических наук, руководитель Славянского клуба,

Грачев Олег Алексеевич (Киев), академик НАН Украины, академик МСА, член Международного Славянского Совета, действительный член МСА

Кршлянин Владимир (Белград), лидер Движения «За Сербию»,

Фесенко Юрий Павлович (Луганск), профессор Луганского государственного университета им. В.И. Даля, доктор исторических наук,

Юшкович Небойша (Подгорица), председатель Демократической партии единства Черногории,

Голубович Михаил Васильевич (Луганск), Народный артист Украины, художественный руководитель Луганского академического украинского музыкально-драматического театра на Оборонной,

Атанасова Лина (Москва), журналист,

Мельник Владимир Николаевич (Луганск), президент Федерации бокса,

Костян Сергей Иванович (Минск), председатель Белорусского Славянского комитета, действительный член МСА,

Ганичева Марина Валериевна, главный редактор «Роман-журнала XXI век»,

Гаврилов Николай Петрович (Минск), писатель,

Витренко Наталья Михайловна, лидер Прогрессивной социалистической партии Украины, д.э.н., профессор, вице-президент Международной Славянской академии,

Гайич Стеван (Белград), приглашенный профессор МГИМО,

Громов Владимир Прокофьевич (Краснодар), один из создателей современного Кубанского казачьего войска, почетный гражданин Краснодар,

Шевченко Кирилл Владимирович (Минск), д.и.н., профессор Минского филиала РГСУ, вице-президент Международной Славянской академии,

Середин Владимир Григорьевич, писатель,

Гуськова Елена Юрьевна, доктор исторических наук, руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН, академик Сербской академии наук и искусств,

Василик Владимир Владимирович, профессор Кафедры истории славянских и балканских стран СПбГУ, доктор исторических наук, протодиакон,

Мельник Владимир Николаевич (Луганск), председатель Союза социальных предпринимателей,

Якубович Джульетта Антоновна (Луганск), Народная артистка Украинской ССР,

Нечитайло Полина (Москва), актриса Театра на Таганке,

Лавриненко Николай Фёдорович, Председатель Всеукраинского Славянского комитета, действительный член МСА,

Левченков Александр Иванович, проректор по науке ЛАВД им. Э.А. Дидоренко,

Милошевич Зоран, советник Института политических исследований Сербии, академик МСА,

Миркович Зоран, декан Юридического факультета Белградского университета,

Ного Срето, генеральный секретарь Ассоциации международного уголовного права,

Папаяни Фёдор Алексеевич, Шеф-редактор программы «Говорит Донбасс» Первого республиканского канала ДНР,

Казмин Владимир Афанасьевич, председатель Луганской писательской организации им. В.И. Даля,

Горбачева Светлана Владимировна, публицист, и др.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Для того чтобы оставить комментарий, регистрация не требуется


Читайте нас на
Присоединяйтесь к нам на нашем канале!

Читайте также:

ANNA NEWS радио
ANNA-NEWS Радио
ANNA-NEWS Включить радио ANNA-NEWS Выключить радио
ANNA-NEWS Радио
ANNA-NEWS Радио
Наверх Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: