Со времени преступного развала Советского Союза прошло всего 28 лет. В рамках исторической прогрессии всего ничего, зато кажется, что от того великого Государства нас отделяют века, настолько велико утерянное величие и человеческая составляющая глобальных процессов. Дружба народов не навязывалась тогда в качестве обезличенной «толерантности», а шла от устоев и традиций многовекового общежития шестой части суши и от человечности в обществе. С началом «новейших времён», на коренное единство между разными народностями опираться перестали, внедряя так называемые «самостийности» во всех республиках бывшего СССР, вдруг ставших отдельными государствами. В короткое время единое общество стали делить по языку, национальности, религии, политике — лишь бы преодолеть «клятое наследие» Советов — единое гражданское общество.
Поговорим о страшных последствиях геополитического развала, этнических конфликтах на территории разных республик утерянного СССР. Начнём с Ошской резни в Кигргизской ССР 1990 года, когда происходили этнические стычки между узбекским и киргизским населением. Кому было выгодно под межнациональную рознь пролить кровь, чтоб навсегда перечеркнуть недавнее добрососедство? Геополитика или шкурные интересы рассматривают человеческую кровь дешевле воды?
29 лет назад, 4 июня 1990 года, развернулись так называемые «ошские события», «узгенские события», названные в последствии Ошской резнёй — этническая кровавая распря между киргизами и узбеками на юге Киргизии. Противостояние двух этносов переросло в погромы, убийства, изнасилования и грабежи с обеих сторон.
На заре незалежности Кыргызстана, так самобытно стали именовать Киргизию новые власти после развала СССР, некоторое время данной тематике уделяли особое внимание, написали исследования, посвящённые причинам кровавых событий. Но потом общество старалось не ворошить кровавые угли недавнего прошлого, стараясь игнором упразднить острейшие проблемы нарастающих настроений, направленных на развязывание межнациональных конфликтов. Более того, трагическим отблеском эти драматические события повторились в 2010-ом, после цветной революции («революции роз»). На данный момент в узком сообществе специалистов известна подоплёка произошедшей трагедии в Оше и Узгене.
Попробуем и мы хоть не на много углубиться в полные трагизма и символичности события. Весенний период 1990 года являлся периодом возрастания значительности национального самосознания в обществе узбекского и киргизского этносов. На фоне этнических разногласий, ухудшается социально-экономическое состояние в Республике. Насущнее других становится малое количество земельных наделов для строительства жилых домов. На землю претендовали в первую очередь бывшие селяне, этнические киргизы, проживавшие в Бишкеке (на тот момент Фрунзе) и Оше. Согласно законам Советского Союза, не допускалось выделение земельного участка под строительство в столицах республик. Из Москвы не давали разрешения на такое строительство, что вызывало недовольство молодёжи, проживавшей в столичном Фрунзе.
На протяжении весны 1990-ого, столица Киргизии кипела митингами недовольной молодёжи, требующей выделения земли. Пригороды столицы стали местом активных самозахватов земельных наделов.
Что касается Оша. Начиная с ранней весны того же года, активизировали свою деятельность такие националистические «кружки по интересам», как неформальное узбекское объединение «Адолат» и киргизская общественная организация «Ош-аймагы». Обе эти конторы обещали продвинуть в верха и реализовать задачу по обеспечению людей земельными участками для строительства домов.
Начало событий приходится на май 90-ого, когда столичную центральную площадь заполонили круглосуточные митинги. Молодёжные объединения разделились по интересам: если одни настаивали лишь на земельных наделах под строительство, то другие уже требовали ускорения политических реформ, а третьи заговаривали о «магнитах незалежности», сохранении и развитии национального языка и культуры киргизов или узбеков.
Узбекская нота зазвучала в Джалал-Абаде, когда в третьем по величине городе Киргизской ССР собрание узбекских аксакалов из Джалал-Абадской области написали обращение к властям СССР (Председателю совета национальностей Верховного совета СССР Р.Нишанову, первому секретарю КПК А.Масалиеву и др.), настаивая на предоставлении автономии узбекскому населению, проживающему на юге Республики. Свой гнев узбеки основывали на принятом законе о языке, утверждавшем киргизский язык государственным в Республике, а русский — языком межнационального общения.
17 мая городские и областные власти Оша встретились с активистами 7-тысячной киргизской организации «Ош-Аймагы». Молодёжные группировки ставят ультиматум: решить вопрос к 25 мая, в ином случае с 17 июня угрожали начать самозахват. Власти к требованиям не прислушались и «Ош-Аймагы» провели 25 мая в Оше митинг.
Фрунзенские митинги имели продолжение: 24-25 мая 24 общественные организации синтезировались в «Демократическое движение Кыргызстана» (ДДК). Своими конечными целями эти новоиспечённые «демократы» ставят усиление незалежности Киргизии, внедрение многопартийной политической системы, введение всех формы собственности, свободное обращение частного сектора. В конечном итоге был проведён учредительный съезд ДДК, на котором избрали пять сопредседателей (К.Акматов, Т.Дыйканбаев, Ж.Жекшеев, К.Матказиев, Т.Тургуналиев), Совет и Правление движения. Будущий незалежный «костяк» подтянут.
В конце мая, 27 числа, состоялся пятитысячный митинг киргизов на территории средней школы №38 в колхозе им.Ленина, вплотную прилегающем к городским районам. Прибывшее на митинг руководство Ошской области, под напором митингующих, объявляет о выделении 32 гектаров хлопковых полей вышеупомянутого колхоза.
А потом настало 4 июня, ближе к которому все уже внутренне готовились к этническим столкновениям на тех самых спорных полях колхоза им. Ленина. К шести часам утра оговоренного дня, народ стал скапливаться на территории под «освоение». Киргизы составляли меньшинство, 1,5 тысячи человек, а узбеков насчитывалось 10 тысяч.
Далее разные источники дают противоречивую информацию. Многие называют зачинщиками узбеков, что подпитая молодёжь попыталась прорвать милицейский кордон, разделявший два этнических «лагеря», и напасть на киргизов. При этом в сотрудников внутренних органов полетели бутылки, камни и деревянные колья. Два ОМОНовца попались узбекской группировке. К 19.00 толпа перестала быть подконтрольной, милиция начала применять оружие, только после этого вал собравшихся удалось рассредоточить.
Разрозненные источники свидетельствуют, что после выстрелов на спорном поле остались шестеро убитых узбеков, в ином варианте они были ранены. Когда необходимый «катализатор» был получен, узбекская толпа подхватила тела убитых (в иной версии — одно тело) на руки и ринулась в Ош, громя по пути всё вокруг. Погрому подвергались дома киргизов. Бунтовщики выкрикивали: «Кровь за кровь!», попутно уничтожали постройки и уличное оформление. Толпу погромщиков направляло узбекское объединение «Адолат».
Киргизская часть толпы также ушла с поля. Большинство их них шли пешком по улице Касымбекова и по переулку Юбилейный, чтобы потом двинуться в сторону Юго-Восточного микрорайона, для сопровождения студенческой молодежи до студгородка. Однако по дороге им встречались следы узбекских погромов, что привело к ответным нападениям и вандализму.
После 4 июня, события в Оше развивались стремительно по самому трагическому сценарию, наверняка задуманному авторами данного раздрая. В ночь на 7 июня было обстреляно здание Ошского УВД, ранения получили двое сотрудников. На пограничной территории Андижанской области Узбекской ССР была быстро набрана многотысячная толпа, прибывшая на помощь узбекам Оша.
По законам жанра, далее начинаются нападения на инфраструктурные объекты. 7 июня произошло нападение на насосную станцию и автобазу, где было сожжено 5 автобусов. Город начинает резко испытывать нехватку продуктов и питьевой воды. Из столицы подтянулись 59 киргизских активистов. Наблюдаются случаи, когда двери домов узбеков или киргизов намеренно для погромщиков помечали отличительными знаками.
На территории нескольких регионов Узбекской ССР, в Ферганской, Андижанской и Наманганской областях, были отмечены факты избиения лиц киргизской национальности. Их дома поджигали, а хозяева вскоре составили поток беженцев киргизов с территории Узбекистана.
Для защиты, население Оша формирует самооборону из жителей. Порядок пытаются навести сотрудники милиции, армейцы, применяется военная техника. Но город буквально оккупирован мародёрами, на улицах постоянно происходят драки с применением холодного оружия и пистолетов. Кварталы узбекских беженцев стали местом массовых грабежей.
Знакомая нынче, а тогда просто немыслимая ситуация с ползучим цветным переворотом. В ночь на 13 июня 1990 года предпринимается попытка закидать коктейлями Молотова колонну с мукой, отправлявшуюся из Оша. Только благодаря предупредительным выстрелам, нападавших удалось рассеять.
С большим трудом межнациональный бунт тогда удалось победить, до разгула настоящих «незалежностей» было ещё рано.
В управлении КГБ по Ошу и Ошской области настоятельно информировали областной комитет КПСС о наметившихся и укрепляющихся негативных процессах в межэтнической сфере, а также об их опасностях и последствиях. Силовики предлагали конструктивные меры по их предотвращению и нормализации обстановки, чтобы исключить напряжённость в молодёжной среде обеих народностей. Но, к сожалению и несчастью, по данному направлению не было принято никакого конкретного решения.
В последствии, уже «незалежный» Ош увидит повторение кровавой межэтнической резни в 2010 году, но об этом мы поговорим в следующий раз, как и о причинах подобных конфликтов, так и о вероятности их повторения.
5 комментариев:
Многие страны приходят к пониманию, что миру угрожает только мусульманский терроризм. И переубеждать Вас никто не собирается. Как и оскорблять подобных Вам. Это привилегия недоумков с кораном в руках и аллахом голове. Просто ислам повёлся на поводу у хитрых израильских политиков и стал всемирным злом , наивно веря, что неконтролируемым размножением как бактерии можно покорить весь мир. Никто и не призывает вырезать мусульман, подобно представителям Вашей религии. В истории человечества никто ещё смог выиграл войну против всего населения Земли. Вас (не всех конечно, хитрые саудиты-катарцы уже сориентировались, внимательно почитайте аналитику за последние пять-шесть лет) сообща всем миром просто превратят в послушную рабочую силу. И жалости к Вам не будет. Вы же сами своей средневековой жестокостью развязываете руки остальным народам и религиям, а затем срываете ограничительные печати законности при обращении врагом вроде Вас. Пока ещё мусульман берут в плен при спецоперациях. Но скоро, в виду Вашей агрессивности и умственной деградации, скорей всего пойдут по пути мудрого Китая. То есть расстрел и последующий разбор на»человеческие запчасти», ну не пропадать же добру. Мусульмане сами сорвали ограничения по человечности своим варварским поведением.
Вы забыли добавить, что религию используют для тероризма, и не надо вешать на мусульман всех собак. И ничего весь мир не сможет сделать, кишка тонка, ибо изнежились в изобилии. Вспомните римскую империю, которая пала под натиском варваров, а затем уничтоженная христианством.
Нас учили «братскому интернационализму»( на твою беду нас очень много, миллионы беженцев от мусульманского террора) и моджахеды » за речкой», и «миролюбивые» мусульмане узбекистана-туркменистана-таджикистана-чеченистана, и бородатые твари с Кавказа. Мы помним уроки доброты, когда спасали свои семьи от исламских бандитов из Средней Азии. Жизнь нас научила многому, мы всё помним. И придёт время , когда я зайду к «коллегам» в Министерство Обороны (бывший штаб КТуркВО) ,перейду через Луначарское шоссе в Ташкенте и загляну в горящую махалю. Не дума., что некоторые дожившие до этого момента бородатые уроды в махале будут рады нашему приходу в гости. За всё будете держать ответ.
Почему вспоминаете, не понял. Вам то что? Опять нос суете! Там у вас неприятно пахнет, может направите свой нос к себе на зад.
ПОЧЕМУ ТО АНАЛОГИИ С МИГРАНТАМИ ИЗ БЕЛОРУССИИ, МОЛДАВИИ ИЛИ УКРАИНЫ НЕ ВОЗНИКАЕТ. Собрали паразиты организма
Всеобщий глистовой кишечный съезд.
Повестка дня: проблема шовинизма
И против глистофобии протест. Симпозиум открыла аскарида:
«Собратья всех мастей и возрастов,
Сегодня упускать нельзя из вида
Вопрос дискриминации глистов! По миру семимильными шагами
Идёт глобализации процесс,
И если не считались раньше с нами,
Сейчас имеет слово наше вес! Живые организмы, где нас нету,
Признать неполноценными пора,
Давайте воплотим идею эту
В реальность ради счастья и добра! Не вправе сеять в обществе кто-либо
Вражду, нетолерантность и разлад!
Хочу сказать собравшимся спасибо
И всех вас пригласить на глист-парад!» Собрание продолжил бычий цепень:
«Мы здесь живём уже не первый год,
И прав хотим таких же, как и печень,
Как сердце, селезёнка, пищевод! Когда-то было нас ничтожно мало,
Мы были не видны и не слышны,
Сегодня эра новая настала:
Мы вместе, мы едины и сильны! Так пусть теперь дотации нам платит
И квоты выделяет организм,
А если кто-то скажет вдруг, что хватит
Кормить глистов, то это экстремизм! Терпимость, толерантность и свобода –
Залог неоспоримой правоты,
Пусть малого, но гордого народа,
Который называется «глисты»! Добавил в заключение оратор
О пользе паразитов всех сортов,
И то, что идиот и провокатор,
Кто скажет «человек не для глистов». Лентец широкий выдвинул идею,
Что неполиткорректно слово «глист»,
А если не согласен орган с нею,
Отныне он преступник и фашист, И что конец настал эпохи тёмной,
Когда в ходу был термин «паразит»,
Ведь «орган человека автономный»
Намного толерантнее звучит. Острицы поддержали побратима,
А следом выступал эхинококк:
«Друзья, остановить необходимо
Любой ценой насилия поток! Стоит пред нами острая проблема:
Устоям либеральным вопреки,
Фашистская иммунная система
Бациллы притесняет и грибки! Защиту обеспечить правовую
Должны мы от неё меньшинствам всем –
Статью ввести за рознь межвидовую
Для самой нетерпимой из систем! Иначе радикальных настроений
Мы будем в организме видеть рост,
И рано или поздно, без сомнений,
Нас с вами ожидает Глистокост!» Чем больше толерантность процветала,
Тем лучше и жирней жилось глистам,
Число их увеличиваться стало
Буквально не по дням, а по часам. Вели себя, как дома, паразиты,
Свои диктуя правила игры,
Запросы их росли и аппетиты,
Как снежный ком, катящийся с горы. Гельминты получали, что хотели,
И жили без забот и без хлопот,
Но вскоре им прохладно стало в теле,
Закончились еда и кислород. И вновь заголосили их элиты
Про голову поднявший шовиниизм,
Не сразу осознали паразиты,
Что умер измождённый организм. Не вынес обессиленный страдалец
Того, что сотворили с ним они,
Повесил бирку врач на синий палец,
Торчащий из-под белой простыни. Не всем дано понять неоспоримость
Вещей, что очевидны и просты:
Вам нужен глистогон, а не терпимость,
Когда внутри заводятся глисты. Про термин «толерантность» без цинизма
Вам скажут все врачи до одного,
Что это неспособность организма
Чужое отличать от своего. А если инородным элементам
Не в силах дать отпор иммунитет,
То вся зараза, пользуясь моментом,
Наносит организму страшный вред. Сейчас, когда угробила полсвета
Идей болезнетворных круговерть,
Будь здрав и не теряй иммунитета,
Запомни, толерантность – это смерть!
МИХАИЛ ВАХТИН 2017 г