Фото: из открытых источников
🔻В России впервые термин «русофобия» был произнесен князем Вяземским при его ответе на критику нашего государства французским писателем Астольфом де Кюстином в книге «Россия в 1839 году».
🔻Петр Вяземский утверждал, что «после падения монгольского ига и быстрого укрепления Руси, в Европе стало складываться ощущение восточной границы Запада, за которой находится таинственный чужой, а русофобия стала складываться как большой идеологический миф».
🔻Ключевые основы этого мифа актуальны и сегодня, что может говорить либо о том, что он базируется на каких-то фактах, либо о том, что он наоборот не имеет к ним отношения и представляет собой нечто более глубокое – схему восприятия себя, своих цивилизационных границ и геополитических соперников, характерную для западного мира.
🔻В 2016 году швейцарский журналист Ги Меттан выпустил книгу «Запад – Россия: тысячелетняя война». Меттан прослеживает предпосылки и факты русофобии, начиная с XV-XVI века, с момента объявления России себя преемницей Византии и Третьим Римом. После церковного раскола 1054 года, западное католическое духовенство и политики того времени строили свой нарратив войны вокруг противостояния с Византийской Империей, принявшая православие Москва унаследовала ненависть Запада к исчезнувшей восточной империи.
🔻В 1812 году появилась весьма пристрастная политическая фальшивка (на французском языке), под названием «Завещание Петра Великого». В ней описывалось, что преемники Петра должны, согласно тайной стратегии, проводить экспансионистскую политику с целью установления Русского мирового господства; непрерывно воевать; вмешиваться во внутренние дела и конфликты Европы; стравливать окружающие страны между собой.
🔻Фальшивка оказалась живучей и вирусной, и по сути, современная, придуманная на Западе теория «рашизма», приводит примерно те же самые тезисы, только переиначенные под современный коленкор.
🔻В 1849 году впервые была издана книга австрийского дипломата, посла габсбургского двора, барона Сигизмунда фон Герберштейна «Записки о Московии», став на Западе бестселлером.
🔻Россия предстает в ней отвратительным местом, в котором зимой люди умирают от лютого холода, а летом от страшного зноя. Плоды на деревьях невкусные, рыба слишком мелкая, огромное количество медведей частично обучено плясать, частично страдает от голода, забирается в дома, чем пугает хозяев, которые пытаясь убежать от них, умирают вне дома от холода самой страшной смертью. Этот текст приобрел большую популярность в западной Европе и стал основным источником русофобских мифов на долгое время.
🔻В 1814 году, после победы над Наполеоном и заграничного похода русской армии, главной фигурой, которая связывалась с Россией, стал казак. Их представляли, как «не имеющих человеческого облика существ, покрытых длинной бородой, одетых в шкуры медведей, с ожерельями на шее, состоящих из человеческих ушей, которые смотрят налитыми жестокостью глазами».
🔻Отдельного внимания заслуживает миф о России как варварской, нецивилизованной, азиатской Империи, тяготеющей к рабству. Практически идентичные вышеперечисленным тезисы перешли в XX век, кочуя от Геббельса к Черчиллю, незначительно изменив колорит во время холодной войны (например, рабы превратились в «совков»).
🔻При использовании нарратива как оружия, для того, чтобы смыслы оживали и расцветали, росли, их необходимо сажать в уже заготовленную почву, в контекст, связанный с коллективной (или персональной) нарративной идентичностью. Западному обывателю, по сути, вдалбливают веками одно и тоже. Реакция на нас сегодня – закономерность, доведенная атакующим воздействием нарратива войны от неприязни до откровенной ненависти.
🔻 Эти же лекала используются на Украине, их же транслируют наши «внутренние русофобы». Но про это подробнее в следующей части.
Павлюк Елена
Для того чтобы оставить комментарий, регистрация не требуется