Сергей Котькало
XV Международный фестиваль славянской духовной поэзии и музыки – 2021
Ничто и никто, никакие обстоятельства и природные катаклизмы не могут отменить торжества Православной Пасхи, Дня Победы и Международного фестиваля славянской духовной поэзии и музыки. Сколько раз за пятнадцать лет менялась география и состав участников, но от этого лишь крепче становился голос поэтов и артистов, выразительнее и ярче звучала музыка, звонче звучали голоса молодых исполнителей в благодатные дни Светлой Пасхальной седмицы, в нескончаемом восклицании: «Христос воскресе!» – весь сонм участников от края земли и до края, не только те, кто пришел в храм или в зал театра на представление, отвечают громоподобно: «Воистину воскресе!»
Организаторы Форума, наученные опытом прошлого ковидного года, в 2021 постарались максимально размножить количество площадок, фестивальных акций, выставок и встреч в России, Белоруссии, на Донбассе…
В Москве, кроме традиционных дискуссионных площадок, выступлений поэтов и исполнителей духовных песнопений в залах, мы воспользовались гостеприимством Переделкино, где под открытым небом артисты пели пасхальные гимны, радовали слух «случайно забредавших на огонек» зрителей музыканты-народники, а юным дарованиям давали уроки живописи и графики художники… В День печати (по старому, советскому календарю) начался фестивальный показ документальных фильмов молодых и не очень кинодокументалистов. Первый фильм «Надеждой преображался мир» Александра Рычкова (студия «ANNA-NEWS») о легендарном ученом и военкоре Марате Мусине в Шолоховском зале Союза писателей России открыл праздник кино, а 11 мая мы завершили фестивальную акцию фильмом Петра Соколова «Добрый Победитель». За шесть дней гости смогли порадоваться шедеврам Сергея Роженцева, Юрия Шиллера, Анатолия Ехалова, Клавдии Хорошавиной, Валентины Гуркаленко и многих-многих талантливых мастеров.
Мы прекрасно осознаем, что Славянский мир гораздо шире условных политических границ. Он, как Дух, живет, где хочет.
Тому пример, 7 мая 2021 года, в канун Дня Великой Победы, в Луганске открылся благодарственным молебном под сводами Храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» наш Фестиваль славянской духовной поэзии и музыки «Колокольный звон пасхальный» в память Победной Пасхи сорок пятого года.
По завершении молебна настоятель Храма протоиерей Александр Пономарёв напутствовал участников форума пастырским словом: «…Такие фестивали единят нас в нашей культуре, в восприятии мира с точки зрения тысячелетнего православного мировоззрения. Поэтому сегодня духовная музыка и поэзия формируют в нас некое понимание смыслов, которые должны наполнять нашу жизнь…»
Отец Александр провёл участников Форума на колокольню, где каждый смог ударить в главный колокол, возвещая начало доброго дела на священной земле Луганщины. А слышно этот колокольный звон было по всей Руси Великой.
В рамках фестиваля в Луганске работал Дискуссионный клуб, посвященный роли единства Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. Без этого единства мы не смогли праздновать Победную Пасху 45-го года, что так важно понимать сегодня, когда единокровный брат убивает брата. С. Котькало, обращаясь к участникам встречи, напомнил слова идейного вдохновителя Фестиваля писателя, доктора исторических наук Валерия Ганичева: «В единой Киевской Руси, в едином очаге Веры, Духа и Культуры сложилась великая восточнославянская цивилизация трех братских народов… Множество восточнославянских племен являли крепкое, подвижное, соединенное животворным и восприимчивым языком сообщество. Светоносная христианская Вера пришла сюда из Византии-Эллады и одухотворила, соединила эти племена, княжества в одно из просвещенных и динамичных государств Европы и передней Азии – Киевскую Русь. Тут, на лесостепных просторах Востока Европы, и зародилась великая мировая восточноевропейская цивилизация, выстроившаяся вокруг Православия, сумевшая впитать многие духовные, материальные достижения других народов…. Сейчас, когда народы этой цивилизации имеют свои суверенные государства, было бы самоубийством для истории, сути, духа, культуры, будущего каждого из народов – отказаться от великого цивилизационного наследия, не желать развивать и приумножать его».
В ходе дискуссии мы услышали выстраданные слова: Народного артиста УССР и ЛНР Михаила Голубовича, настоятеля Храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» отца Александра, руководителя Центра развития образования Луганского государственного педагогического университета Сергея Цемкало, преподавателя Луганского государственного университета имени Владимира Даля Сергея Бойчука, председателя Центра Фёдора Ушакова ЛНР Владимира Мельника, поэта Андрея Медведенко, главного редактора журналов «О Русская земля» и «Роман-журнал XXI век» Марины Ганичевой и др.
«Пасха, Победа, культурное единство славянского мира – это три сквозные темы нашего Фестиваля «Колокольный звон пасхальный»… Это очень важное звено, скрепляющее жизнь славян», – отметил в заключительном слове председатель ЦФУ ЛНР Владимир Мельник.
В работе Форума активно участвовали школьники и студенты ЛНР, делились пасхальной радостью, победной музыкой, стихами и песнями славили подвиг наших защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. Гренадеры из Лутугино Андрей Потапенко и Егор Леверенда читали свои стихотворения о бессмертном подвиге Народа-Победителя.
Дети познакомили гостей с традициями казачьей пасхальной кухни, угостили домашними куличами, а созданную их руками прямо в процессе работы Фестиваля объемную аппликацию Храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» подарили настоятелю на добрую память.
Участники Фестиваля, не взирая на дождь и бурю в Москве, 6 мая, в день великомученика Георгия Победоносца возложили цветы к памятнику четырежды Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова перед Красной площадью столицы, к Вечному огню и памятным знакам Городов-Героев в Александровском саду, а 9 мая ушаковцы и гренадеры, писатели и деятели культуры, студенты и преподаватели подняли Знамя Победы над Песчаной балкой Антрацитовского района Луганской Народной Республики, – это место героической гибели Ивановского партизанского отряда, – возложили цветы на могилы писателей-фронтовиков в Переделкино Михаила Алексеева и Егора Исаева… Это было продолжение прошлогодней акции Ушаковского бессмертного полка. Все героическое наследие наших предков становится частью жизни каждого ушаковца, и он не делит Память на свою и чужую, для нас она общая, народная, святая… Мы пели военные песни на могилах фронтовиков, которые сегодня, в пасхальные дни, были живы и вместе с нами собрались за одним столом.
На площадках Фестиваля ежедневно звучала духовная поэзия его зачинателя и вдохновителя Митрополита Никодима (Руснака). Мы слышали музыкальные поздравления Народных артистов Михаила Ножкина и Юрия Назарова, выступления Татьяны Семушиной, Дмитрия и Полины Нечитайло, Дианы Ашаевой, Сергея Кисличенко, Ивана Юркова…
Как-то свежо и по-новому точно прозвучали в сегодняшней европейской демократии стихи Николая Глазкова, написанные в 1944 году, когда союзнички все никак и никак не открывали второй фронт:
Вечная слава героям
И фронтовое «прости».
Фронт не поможет второй им,
А мог бы им жизнь спасти.
Лучше в Америке климат
И дешевизнее быт;
Но мёртвые сраму не имут,
А вы отказались от битв.
Вы поступаете здраво,
Пряча фронты по тылам;
Но в мире есть вечная слава,
Она достаётся не вам.
И как же ненавистны были нам кадры из охваченной «европейской демократией» Риги, когда никого не допускали к памятнику для возложения цветов, даже бывшую узницу Саласпилса, а полицейские брали цветы и относили сами. И все прикрываясь медициной…
И как же омывались наши сердца радостью и сопереживанием к героическим людям в Одессе, бесстрашно прошедшим в Бессмертном полку, или николаевцам, которые под чеканную мелодию бессмертной песни «Вставай страна огромная» по мостовой главной улицы Соборной, бывшей Советской, чувствуя локоть друг друга, в огромной бессмертной колоне полка Памяти прошли гордо, не опуская головы вместе со своими предками. Были там и наши ушаковцы. Мы знали и чувствовали это. Мы были на связи. Мы сопереживали нашим братьям и сестрам! «Нет уз святее товарищества!
Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек.
Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.
Вам случалось не одному – помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те!
Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а… …
– Нет, так любить никто не может!
Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их.
Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продаёт, как продают бездушную тварь на торговом рынке.
Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства.
И проснётся оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело.
Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество!
Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведётся так умирать!..
Никому, никому!..
Не хватит у них на то мышиной натуры их!»
Вот об этом, о великом гоголевском завете, о славянском братстве, о нашем русском мире, который больше, чем просто границы государств, который простирается на все душевное наше пространство и летит выше и выше, говорили с читателями и меж собою писатели Николай Гаврилов (Минск), Нина Пидопрыгора (Днипро) и Инна Штейн (Одесса), Анатолий Талакин (Черкассы), Данил Медич (Белград), Леопольд Пешик (Прага), Филипп Глинецкий (Варшава), Леонид Бабанин (Березово), Григорий Шатайло (Звенигородка), Виктор Дмытраш (Чернигов) Владимир Казмин (Луганск), Наталья Петрова, Алексей Тимофеев, Борис Виленский, Дмитрий Нечитайло, Григорий Калюжный, Алексей Лазарев (Москва) и мн.др.
В фестивальной программе участвовали священноначалие, писатели и поэты, звонари, гусляры и балалаечники…
Пасхальную радость Победы разделяли студенты и преподаватели вузов, учителя и школьники…
Торжества славянской соборности проходили в 15-й раз по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по инициативе Всемирного Русского Народного Собора, Союза писателей России и Центра Фёдора Ушакова РФ и ЛНР.
Вместе нам было радостно и душевно, интересно и поучительно, но мы не прощаемся, а говорим друг другу: «До встречи!»
И мы обязательно встретимся!
Для того чтобы оставить комментарий, регистрация не требуется