Кандидат исторических наук Станислав Сливко обратил внимание на глухое молчание по поводу того, что 28 марта 2017 года исполнилось 149 лет со дня рождения Максима Горького (родился 16 марта 1868 года по старому стилю). Казалось бы, один из признанных классиков русской литературы (когда-то его профиль красовался на логотипе «Литературной газеты») и очень популярный в свое время писатель, но не сейчас. Горький размышлял о системном социальном неравенстве и великой роли науки и образования. Значение этого писателя после распада СССР была постепенно выдавлено из сознания учащихся.
Дело в том, что автор социально-художественных произведений не скрывал своего неприятия капитализма. Он слишком хорошо знал обратную сторону этого явления. «Россия, которую мы потеряли» точно также представлена и в его произведениях, как и в работах других крупных писателей этого периода. Однако Горький обращал внимание не только на отсутствие социального равенства, неграмотность, пьянство, бытовую жестокость низов или лень наемных работников в России. Он призывал изживать пороки на основе веры в человека. «Пролетарский писатель» не только занимался политической публицистикой, но и боролся с безграмотностью. При Сталине он стал первым председателем Союза писателей СССР.
Те заводы, которые в его время строились, после перестройки перешли в «надежные руки» или превратились в цеха. Большое количество предприятий после распада СССР обанкротилось или стало складами. Никаких оптимистических предпосылок для того, чего желал увидеть Максим Горький в своей стране, сейчас в России нет. Наблюдается исторический социальный регресс развития. Все вернулось на рельсы чистой эксплуатации, в интересах узкого слоя олигархии и обеспечивающей ее бюрократии. Именно поэтому Горький перестал быть популярным. Бюрократы больше рассказывают сейчас о достоинствах монархии. Неплохим произведением на эту тему является и известная работа Владимира Гиляровского «Москва и москвичи».
Мастер художественного слова, долго работавший криминальным репортером, описал то, что он видел своими глазами не только в ресторанах или торговых рядах конца 19-го — начала 20-го века, но и в трущобах и на подвальных производствах. Как гуляли купцы и «деловые ребята», как воровали и наживались на военных подрядах поставщики, на что и как жила малограмотная молодежь, как надрывались за корку хлеба приехавшие в большой город жители деревни. Как системное мошенничество было родом профессиональной деятельности. Как богатели иностранные рестораторы и парикмахеры, как некоторые либеральные промышленники поддерживали вечно революционных студентов и чем все это закончилось.
4 комментария:
Чё та я не вкурил смысла этой фразы: «Он призывал изживать пороки на основе веры в человека.» Т.е. пока я буду бухать и бездельничать, кто-то должен «изживать» мои пороки? Вспомнилось бессмертное: «бухти мне, как космические корабли бороздят Большой театр, а я посплю».
Это означает, что твою зависимость от алкоголя и легких наркотиков еще можно исправить, если кропотливо и настойчиво давать тебе выполнимые задачи в рамках стандартной трудотерапии. Побуждать тебя саморазвиваться, научить тебя читать, писать, пробудить твой интерес к изучению жизни и совершествованию своего интеллекта, а к не изучению приятных и неприятных свойств различных напитков. По крайней мере, Горький верил, что в таком случае не все потеряно. Он был социалистом — идеалистом и писал в этом контексте свои книги. Сейчас таких писателей нет. Они невостребованы.
Если сам человек не хочет меняться, ничего ему не поможет. СССР пытался прививать людям нематериальные ценности, но все равно все свелось к колбасе.
Это не Советский Союз прививал любовь к колбасе. Это делали те, кто волей обстоятельств оказался там, где не должен был быть ни при каких обстоятельствах. «Корабль» построили одни, а посадили его на мель другие — «малограмотные матросы». Это часть трагедии этого государства.