Общее дело: Адмирал Ушаков и писатель Ганичев

  
1
Общее дело: Адмирал Ушаков и писатель Ганичев

 

В дни торжества славы адмирала Ф.Ф. Ушакова, мы по-прежнему изумляемся промыслу Господнему в прославлении Русской Православной Церковью в лике святого праведного воина. Нас также продолжает интересовать вопрос, почему писатель Валерий Ганичев из сонма видных деятелей эпохи Екатерины Великой центральной фигурой своего творчества избрал флотоводца Федора Ушакова и как ему удалось довести своего героя до прославления в лике святого праведного воина? Почему именно ему досталась такая честь, тогда как об Ушакове было написано множество книг в XIX-XX веках?

 

Много я слышал разного о В.Н. Ганичеве от людей «ближнего и дальнего круга». Понятно, что оценки современников чаще всего субъективны и чаще всего имеют мало общего с характеризуемым персонажем. И мой взгляд тоже субъективен, но все же рискну сказать о том, что, с моей точки зрения, роднило Валерия Николаевича с его героем адмиралом Федором Федоровичем Ушаковым – соборное чувство и общее дело.

 

Конечно же, не происхождение, хотя, если посмотреть правде в лицо, детство у них не шибко отличалось. Жили в глубокой провинции, в народной среде народной жизнью, не зависимо от происхождения. Мне могут возразить, что-де адмирал был из дворян, но это все условности, иначе отчего, достигнув определенных высот, адмиралу пришлось содержать родню… Да и во многих биографических справках мы читаем, что родом Федор Федорович был из «обедневших дворян». Я бы написал более откровенно: из не разбогатевших служивых дворян…

 

Меж тем, дело не в этом, а в том, что они из самой народной среды, не избалованные светскими раутами Петербурга, искренне служили своему Отечеству и народу. Цель служения была не ради славы и наград, а пользы ради Отечества. Они на каждом этапе своей деятельности старались внести свою, пусть грошовую лепту в общее дело Отчизны.

 

Общее дело: Адмирал Ушаков и писатель ГаничевНе буду останавливаться на известных фактах биографии первого и второго. Просто хочу обратить внимание на то, что и адмирал Ушаков, и В.Н. Ганичев, восходя на новую ступень служения, смотрели на выполняемую задачу с точки зрения Общего дела. Будь то по-иному, никто из них не реализовался бы в истории так, как мы можем видеть сегодня.

 

На моих глазах разворачивалась эпопея, – не описанная современниками, – по приближению завершающих глав жизнеописания прославленного адмирала Ф.Ф. Ушакова, которую можно назвать «Прославишь меня и сам прославишься». Это многолетняя, незаметная кропотливая работая над создаваемым образом на фоне эпохи Екатерины Великой.

 

Понятно, что писатель-историк В.Н. Ганичев не знал и не мог предполагать, чем и как отзовется его труд. Он просто любил нашу богатую и красивую историю и не мог согласиться с теми политиками и авторами, кто нарочито искажал её.

 

Это, отнюдь, не означает, что он-де был такой один. Он прекрасно знал, что не один, да и немало потрудился для собирания этого «поля ягодок», работая в самом крупном издательстве страны «Молодая гвардия». Вместе с единомышленниками, в довольно сложных условиях тогдашнего идеологического давления, он переформатировал вектор издательской политики издательства, выпуская книги «Связь времён» Федора Нестерова, «1 августа 1914» Николая Яковлева, «Осторожно: сионизм!» Юрия Иванова, «Аввакум Петров» Дмитрия Жукова, «Камешки на ладони» Владимира Солоухина, «Дорога к тебе: из записок художника» Ильи Глазунова, «Деньги для Марии» Валентина Распутина, «Сельские повести» и «Лад» Василия Белова, «Голоса в тишине» Виктора Лихоносова…

 

В серии «ЖЗЛ» выходили тогда «Суворов» Олега Михайлова, «Островский» и «Аксаков» Михаила Лобанова, «Рублев» Валерия Сергеева, «Макаров» Сергея Семанова, «Григорий Сковорода», «Гончаров» и «Дмитрий Донской» Юрия Лощица, «Достоевский» Юрия Селезнева…

 

Я уже не говорю о выступлении Юрия Алексеевича Гагарина на пленуме ЦК ВЛКСМ в декабре 1965 года (Хрущева только-только ушли и борьба с Русской Православной Церковью еще продолжалась) с предложением воссоздания Триумфальной арки и Храма Христа Спасителя, как памятников Победы Отечественной войны 1812 года… После чего высокий сановник ЦК КПСС спросил у В.Н. Ганичева: «А вы согласовали это наверху?» – на что он ответил, подняв палец к небу: «На самом верху!»

 

Андропов лично писал записки в ЦК партии с требованием обратить внимание на «русистов»… – Не помогло!

 

Возглавляя «Комсомольскую правду», не угомонился, и там проводил соборную линию… За публикацию фельетона Вадима Цекова «Следствие ведут кунаки» был уволен.

 

Общее дело: Адмирал Ушаков и писатель ГаничевСудьба благоволила к нему, к его делам. Он возглавил «Роман-газету», где снова вокруг журнала собирал лучшие творческие силы. Заметил и поддержал тогда молодых исторических писателей и исследователей Владимира Шигина, Валерия Сергеева, Владимира Овчинникова, Сергея Алексеева…

 

Кому-то не нравилась неугомонность В.Н. Ганичева. Его стали сбивать автобетономешалкой… – Но не сработало: выжил!

 

Вместе с нынешним Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (тогда митрополитом Смоленским и Калининградским) они собирают в 1993 году, накануне страшных событий «черного октября», – в условиях, когда на само слово «Русский» власть наложила табу, – первый Всемирный Русский Народный Собор, ставшим впоследствии главной трибуной отечественной мысли…

 

В.Н. Ганичев, как и его возлюбленный герой – адмирал Ф.Ф. Ушаков не останавливался на достигнутом. После того, как Русская Православная Церковь канонизировала Федора Федоровича Ушакова в лике святого праведного воина, Валерий Николаевич продолжал уже продвижение «в массы» как образ жизни для подражания. Приезжая в Санаксарскую обитель в дни торжеств, в августе, он вез с собой целые отряды все новых и новых писателей, кинематографистов, художников, артистов, не говоря уже о юных ушаковцах, инициатором Движения которых был тоже он…

 

Хочу проиллюстрировать отклик поэта Николая Рачкова, посетившего «последний земной приют» адмирала Ушакова:

Под стягом русской державы

Был он непобедим.

Сколько турецкой славы

Развеял он в прах и дым!

Вот он, девиз Ушакова,

Время его не сотрёт,–

Три сокровенных слова:

«Вера! Отечество! Флот!»

Каркали даже вороны,

Кто-то и им наказал:

– «Каменные бастионы

Никто не возьмёт!..»

Он взял.

Вот она совесть росса,

И честь его, и закон:

Ни одного матроса

В плену не оставил он.

И не состарили годы

Души его смелой ширь.

Ему бы в моря, в походы…

А он ушёл в монастырь.

Смиренно склоняя выю

Вдали от досужих глаз,

Молился он за Россию,

Молился за всех за нас.

Назначил его недаром

В войско небесных сил

Единственным адмиралом

Архистратиг Михаил.

И вот он под облаками

Морской стережёт простор.

Он в сердце, в молитве с нами,

Наш святой Феодор.

Идут корабли по свету

И не боятся гроз.

И знает заповедь эту

Каждый русский матрос.

Свят девиз Ушакова,

Время его не сотрёт, –

Три сокровенных слова:

«Вера! Отечество! Флот!»

Соборные чувства объединяли, роднили участников паломнических посещений Санаксарской обители. Люди преображались, адмирал для них ставал родным человеком, своим и потому надежным святым заступником. Они не могли уже молчать. Поэты один за другим сочиняли оды и баллады о непобедимом адмирале, о нашей русской морской славе… Всех поэтов перечислить невозможно, но нельзя не вспомнить поэму-фантазию Юрия Лощица «Перечень кораблей»:

Флот готовит к параду

все названья-борта.

И к морскому народу

подгребла суета.

Ветер ноздри вздувает.

Запах краски бодрит.

Флот скребет, чистит, драит.

Медь на солнце слепит.

О, пленительный вид!

А названья, названья!

В каждом имени — суть.

Суть названья — призванье,

завещанный путь.

Ждут на борт адмирала.

С властью он на ножах:

“Пол-эскадры сожрала

власть — подстилка США”.

Бодрый, злой, аккуратный,

в кубрики пронырнет,

чтоб утешить остатний

бескозырный народ.

“Есть присловье такое

уставное в крови:

Не влюбляйся в чужое,

но свое — возлюби!”…

Действительно, после прославления адмирала Федора Ушакова началась новая эпоха не только для загибающего тогда военно-морского флота РФ, а всей жизни. Одним из самых ярких событий после прославления адмирала Ушакова можно назвать возвращение Крыма и Севастополя в родную Российскую гавань. Со времен Екатерины Великой Россия не может быть полной без Черного моря и полуострова Крым… Это понимали Императрица и светлейший князь Григорий Потемкин, адмирал Ушаков, генералиссимус Суворов, адмирал Шишков и, к счастью, Верховный Главнокомандующий России в 2014 году… Именно этой задаче, XVIII веку, Новороссии и её подвижниках посвящены книги В.Н. Ганичева «Ушаков», «Росс непобедимый», «Тульский энциклопедист», «Флотовождь», «Державница», «Итак, о русском»…

 

Все достижения жизни Ф.Ф. Ушакова и В.Н. Ганичева можно характеризовать их океаническим мышлением и служением общему делу, что и объясняет, почему писателю «улыбнулась фортуна» довести своего героя до прославления в лике святых.

 

Завершить короткое размышление о схожести судеб героя книги и автора хочу еще стихотворением памяти Валерия Николаевича Ганичева «Адмирал», написанным поэтом Михаилом Шелеховым:

Под парусами вечной жизни

Ушел бессмертный капитан.

И принял с радостью Отчизны

Его великий океан.

Ушел путем Петра и Павла

Из колыбели отчих мест

К обетованию причала,

Где вечным стражем Южный Крест.

Из океанского напева

Со Спасом парус на звезду

Направил в дом, где правит Дева

Свой праздник в Божеском саду.

И все, что в этом мире грустно,

По воле высшей красоты

Преображается искусно

В Небесной горницы цветы.

Стоит в монашеском мундире

Прекрасный русский адмирал

Под парусами в вечном мире.

Он никогда не умирал.

Сергей Котькало

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Для того чтобы оставить комментарий, регистрация не требуется


Читайте нас на
Присоединяйтесь к нам на нашем канале!

Читайте также:

ANNA NEWS радио
Наверх Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: