Сергей Котькало, сопредседатель Союза писателей России
Выступление на Международной литературно-исторической конференции «Восточнославянская цивилизация: история и перспективы» в Луганске.
Дорогие друзья!
Сердечно рад приветствовать политических и общественных деятелей, учёных и писателей, учителей, и школьников Донбасса, представителей России, собравшихся, чтобы в дружном славянском сообществе обратиться разумом и душой к великому наследию и завету Переяславской рады!
Дошедший до нас через века памятник народного согласия звучит сегодня с особой актуальностью. Настало, очевидно, время вновь обратиться к мудрости и красоте, нравственной чистоте и силе, к центральной идее Переяславской рады, а идея эта – призыв к единению, к вековой неразрывности языков и культур, традиционной общности наших исторических судеб.
Украинцы и русские говорят между собой без переводчиков, и сердца наши равно наполнены любовью к родной земле. Из Переяславской рады выросли, как ветви могучего дерева, наши богатейшие, плодоносящие национальные культуры, и мы твёрдо знаем, что в этом мире культура старше, да, зачастую, и мудрее политики.
Этот Общественный договор и сегодня объединяет наши народы, скрепляет исторические связи, вдохновляет на труд и подвиг.
От всего сердца желаю вам, дорогие друзья, всем своим научным даром, ярким талантом и творческой волей нести народам наших государств, молодому поколению всю глубину и мудрость решения Переяславской рады. Это – наше общее наследие, это – верный завет на века.
Сегодня, к сожалению, славяне снова убивают друг друга, чему несказанно радуются закулисные кукловоды. Разве не об этом писал полтора столетия назад Ф.И. Тютчев в стихотворении «Славянам»:
Привет вам задушевный, братья,
Со всех Славянщины концов,
Привет наш всем вам, без изъятья!
Для всех семейный пир готов!
Недаром вас звала Россия
На праздник мира и любви;
Но знайте, гости дорогие,
Вы здесь не гости, вы — свои!
Вы дома здесь, и больше дома,
Чем там, на родине своей, —
Здесь, где господство незнакомо
Иноязыческих властей,
Здесь, где у власти и подданства
Один язык, один для всех,
И не считается Славянство
За тяжкий первородный грех!
Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но все же мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но все же братья мы родные!
Вот, вот что ненавидят в нас!
Вам не прощается Россия,
России — не прощают вас
Смущает их, и до испугу,
Что вся славянская семья
В лицо и недругу и другу
Впервые скажет: — Это я!
При неотступном вспоминанье
О длинной цепи злых обид
Славянское самосознанье,
Как божья кара, их страшит!
Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них — закон и равноправность,
Для нас — насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их как наследие славян.
И то, что длилося веками,
Не истощилось и поднесь
И тяготеет и над нами —
Над нами, собранными здесь…
Еще болит от старых болей
Вся современная пора…
Не тронуто Коссово поле,
Не срыта Белая Гора!
А между нас,— позор немалый,—
В славянской, всем родной среде,
Лишь тот ушел от их опалы
И не подвергся их вражде,
Кто для своих всегда и всюду
Злодеем был передовым:
Они лишь нашего Иуду
Честят лобзанием своим.
Опально-мировое племя,
Когда же будешь ты народ?
Когда же упразднится время
Твоей и розни и невзгод,
И грянет клич к объединенью,
И рухнет то, что делит нас?
Мы ждем и верим провиденью —
Ему известны день и час…
И эта вера в правду бога
Уж в нашей не умрет груди,
Хоть много жертв и горя много
Еще мы видим впереди…
Он жив — верховный промыслитель,
И суд его не оскудел,
И слово царь-освободитель
За русский выступит предел…
Четырнадцатый раз мы проводим в разных точках славянского мира Международную литературно-историческую конференцию «Восточнославянская цивилизация: история и перспективы», посвящая её Переяславской раде. Начиналась она в атмосфере относительного спокойствия и робких надежд на возрождение, а разбушевавшаяся национальная и политическая стихия накрыла мокрым рядном все наши порывы. Нас насильно втолкнули в новую политическую реальность, но чтобы не утонуть в море страстей в слепую, мы обязаны связать оборванные нити парусов славянского единства.
И в этой связи, учитывая ограниченность во времени, хочу остановиться на конкретных предложениях по пропаганде и информации на Украине, относящихся к сегодняшней политической повестке дня, высказанные в 2013 года радетелем Восточнославянской цивилизации профессором В.Н. Ганичевым на конференции в Донецке:
«I. Избрать несколько важных направлений по влиянию на ситуацию на Украине.
а) Первое, актуальное и самое главное — это наша общая борьба против фашизма, гитлеровской Германии. Ведь в большинстве украинских семей есть старшие родственники и родные, которые участвовали в войне, многие погибли, многие стали героями, поэтому надо всеми способами их вспомнить, помянуть, отметить в разных формах, сделать одной из важнейших задач.
9 Мая надо вспомнить связи городов и сёл-побратимов, попытаться вместе возложить венки и цветы к памятникам героям.
Мы обязаны вспомнить героев-украинцев (великих маршалов и генералов Победы — Малиновского, Черняховского, Лелюшенко, Рыбалко и др. (Героев Советского Союза, кавалеров орденов Славы, орденоносцев). Украина занимала второе место по этим показателям после России. Надо обновить для общества эти цифры.
Напомнить об известной на весь Советский Союз, на весь мир — молодёжная подпольная антифашистская организация «Молодая гвардия» из Луганской области.
Надо прославить ещё раз на всю страну трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба.
Вспомнить великого партизана «деда» Ковпака, его соратника Фёдорова, знаменитого писателя Вершигору с его книгой о партизанах «От Путивля до Карпат» и т.д.
Напомнить надо о других подпольщиках и партизанах («Партизанская искра» — Николаев, Ляля Убийвовк — Полтава), пионеров-героев Витю Хоменко и Шуру Кобер, памятник которым стоит в Николаеве.
Первым городом-героем, проведшим оборону до Севастополя, Сталинграда и Ленинграда, стала Одесса, о которой надо повсеместно вспоминать (находить даты и факты её стояния).
Неправильно, что главенствует один лозунг («русские своих не бросают» или «мы боремся за права русских»), который однозначно и не соответсвует главному принципу: «мы боремся с фашизмом».
Так, 9 Мая должно стать днём-символом, когда мы должны утвердить мысль о единстве Украины и России в борьбе с фашизмом, и мы при этом защищаем не только русских, но и украинцев. Вот что мы защищаем на Украине с украинцами и русскими, живущими там. И это главное.
- Фашизм и бандеровщина. Надо беспощадно и без толерантных скидок в высокоумных размышлений разоблачить бандеровщину и фашистов-бандеровцев. Именно они стреляли и в спину, и в сердце советским солдатам. (Подсчитать, сколько погибло воинов.)
Надо ещё раз напомнить, что 30 июня 1941 года по разрешению и поощрению Гитлера были впервые провозглашены «незалежна Украина» во Львове с участием бандеровцев. Итак, война только началась, а во Львове провозглашается «незалежна». Вот откуда тянутся корни на «майдане». Некоторые пунктиры этого надо снова вбросить в общество: зверства и выслуживание перед фашизмом, дивизия «Галичина», уничтожение мирных жителей (например, Хатынь), уничтожение поляков Волыни (есть очень эффективные книги об этом, переведённые у нас), уничтожение евреев (найти и привести цифры), 1943-45 (даже до 1952) уничтожение бойцов Советской Армии — украинцев, русских, священников Русской Православной Церкви, коммунистов, связи Бандеры, Шушкевича с Гитлером, США и т.д.
Потребовать от имени ветеранских организаций и других объединений сноса, разрушения памятников Бандере, Шушкевичу, как пособникам фашизма, ибо не может быть, скажем, в Германии, памятников Герингу, Гитлеру, Геббельсу.
III. Для Европы и мира.
При Союзе писателей есть общество «Память сожжённых деревень». Надо периодически давать расследования этого общества.
Мы обязаны вывести на арену информацию и, если хотите, пропаганду, цифру 19 миллионов убитых, сожжённых, погибших в войне. Что её хочет повторить Европа и Америка? Надо заставить их содрогнуться, как ужасаются они при слове холокост.
- Язык — мова — история.
Надо давно отказаться от представления об украинском языке (мове), как «исковерканном русском», ибо даже такой взвешенный политик, как В. Черномырдин, употреблял это выражение. Следует вспомнить, что Российская академия наук ещё в 1903 году признала и определила «украинскую мову» как язык, а не наречие. Поэтому следует относиться с большим уважением к этому хрупкому, нежному языку с большим количеством древнерусских и славянских слов. Следует поддержать его полтавско-киевский диалект (язык основной части украинцев), а не «оккупацию» его галицийским слогом, тоном «западенцев», приведшим его из Австро-Венгрии и Польши и насытившими язык польскими и немецкими словами и выражениями, всеми силами выталкивающим древнерусские слова и выражения, а также слова, общие с русским языком.
Отсюда надо усилить связи между филологами, языковедами, проводя корректные, уважительные встречи по близости наших языков, что делали великие ученые (академики Б.А. Рыбаков, Н.И. Толстой, О.Н. Трубачёв и др.).
Особую роль надо обратить на великих классиков украинской литературы XIX-XX веков, которые создали и развили литературный сочный украинский язык (И. Котляревський, Т. Шевченко, Панас Мырный, Л. Украинка, И. Франко, М. Вовчок, М. Рыльский, П. Тычина, Малышко, М. Стельмах, О. Гончар, Б. Олийнык, относившиеся к России и её языку высоко). Надо печатать их книги, статьи, высказывания о дружбе наших народов, единения славянства.
- Очаг опасности — Галиция.
Следует напомнить и прояснить во многих головах, что Украина расколота не только по принципу Восток — Центр, а то, что главенство мировоззренческое, державное, культурное на Украине захватила Галиция и галичане. Эти исторически славянские, русские земли постепенно превращались в русофобские очаги особенно с 1596 года, когда они находились под властью католической унии. С этого момента, как считают учёные на Украине, появилось две цивилизации. И в то время, когда православная часть Украины занималась своими нуждами, воздвигала подлинную культуру, воевала с фашизмом, возрождала страну, Галиция копила под сенью папства пассионарную энергию, чтобы захватить Украину, чтобы превратить её в колонию, направив против России.
Можно сказать, что Россия, её идеологи, её спецслужбы «прозевали» или, по крайней мере, недооценили её. А галичане захватили власть в центре, овладели министерствами, создали новые учебники, философские исторические школы, исказили факты, на их место поставили другие. Ненависть к России стала подлинной страстью, заразила молодое поколение.
Надо всем миром работать на этом направлении:
— публикации книг и статей (надо «выработать» пополнение искренних публицистов, очеркистов, как было во время Великой Отечественной войны, ныне поколение пишущих оказалось скорее в стане либералов и демократов, противников страны, которых поддерживает власть);
— проведение круглых столов, конференций;
— публикации портретов, карт.
Естественно, надо иметь (в разном качестве) группу по подготовке листовок, лозунгов, речёвок, которые периодически вводить в информационных сетях, газетах, СМИ разного толка (там, на Украине, уже есть подполье, которое этого ждёт).
Не надо забывать, что там есть и дружелюбные, миролюбивые, славянские силы, с которыми тоже надо разработать программу работы.
- Составить особые открытые и необъявленные меры по защите русского языка, русской культуры, русской литературы, их пропаганде. Изыскать средства для книг на русском языке, особенно для жителей юго-восточных районов Украины.
VII. Разработать план духовно-культурных контактов с Украиной в будущем. Конечно, надо с рядом украинских подлинных учёных подготовить истинный, правдивый, исторический учебник по истории Украины (книгу для чтения, сборник и т.д.).
Надо всерьёз, с большой тревогой, ввести телевизионные и радийные дискуссии об Украине (не устраивая политические шоу). Неуместны ехидные шуточки и издевательские замечания по поводу Украины и украинцев. Надо проявлять больше сочувствия и тревоги по поводу нынешней ситуации, положения людей всех национальностей на Украине…»
У нас нет исторического времени на раскачку. Мы должны действовать. Эти предложения могли бы войти в итоговую Резолюцию, как программа действия.
Современнику трудно понять, почему называлась наша земля красно украшенной, — десятки тысяч храмов были уничтожены и десятками, если не сотнями тысяч иконы бросались в костры и рубились топорами “воинствующих безбожников”. Пустым звуком стали имена Феодосия Печерского, Михаила Черниговского, Нила Сорского, Серафима Саровского, Иосифа Волоцкого. Из-под глыб духовной нищеты относительно недавно показалось “Слово о Законе и Благодати” митрополита Иллариона, а тысячи Слов, Поучений, изборников, летописей лежат в небрежении. И невостребованными остаются сокровища нашей духовной музыки.
Переставая знать о себе, мы потеряли знание о своих братьях-славянах. Исчезало представление об общности наших исторических судеб, о перекличке поля Куликова, Косова поля и Грюнвальда. Песни южных славян, словацкие разбойничьи песни, польские фрашки ушли из быта и культуры восточных славян, а наши былины и думы сделались недоступными южным и западным славянам. И откликается ли наша душа на имена Климента Охридского, Стефана Врачанского, Ивана Вазона, если вспомнить только братьев болгар? Да что там говорить, а у себя дома помним ли и сегодня мы, русские, возвышенное слово Григория Сковороды, иронию Котляревского, грозный пафос и задушевность “Гайдамаков” Тараса Шевченко? И сколько лет назад у нас звучали по радио и на телевидении “Заповит” и “Реве тай стогне Днипр широкий”…
Вот почему нынешние проблемы взаимоотношений славянских народов являются результатом взаимного отчуждения и самоотчуждения от своей истории, духовности и культуры.
Несомненно одно: Славянская цивилизация переживает кризис и находится на распутье. Диаволово искушение о камнях, могущих сделаться хлебами (Евангелие от Матфея, 4, 3), столь наглядно, что уже прельстило многих и сама цивилизация находится под угрозой исчезновения.
Так давайте вместе трудиться на наше общеславянское дело, чтобы Восточносла-вянская цивилизация продолжилась в веках.
Для того чтобы оставить комментарий, регистрация не требуется