Радикальные исламистские течения традиционно присутствуют на традиционалистском юге Казахстана, однако сюрпризом для многих является то, что они активно распространяются и на севере страны, в том числе — в регионах, непосредственно граничащих с Российской Федерацией.
Эмиссары религиозно-экстремистской организации «Салафия» проводят агитационную работу среди населения и создают децентрализованную структуру со множеством общин, не имеющих ярко выраженного лидера и внешних источников финансирования, что крайне затрудняет их выявление правоохранительными органами.
Отмечается, что последователи радикальной идеологии склонны к совершению терактов и способны на быструю мобилизацию и самостоятельные действия. По данным Комитета национальной безопасности Казахстана, 93% осуждённых за терроризм заключённых являются последователями «Салафии». По состоянию на 30 ноября 2021 года в северных регионах Казахстана на учёте состоят более 5,8 тысяч её приверженцев. Из них:
— Павлодарская область – около 600 чел.
— Костанайская область– свыше 400 чел.
— Восточно-Казахстанская область – более 500 чел.
— Западно-Казахстанская область – не менее 1 200 чел.
— Актюбинская область – около 1 400 чел.
— Атырауская область – более 1 700 чел.

Основными причинами для роста экстремистских религиозных настроений в Казахстане являются безработица и общее падение уровня жизни. По данным Бюро национальной статистики, 450 тыс. казахстанцев (4,9% населения) не трудоустроено, а согласно отчёту Всемирного банка 2,4 млн граждан республики (13% населения) живут за чертой бедности. Большинство из них не получают должной помощи и защиты со стороны государства и при этом страдают от всепроникающей коррупции, в итоге становясь резко настроенными против действующей власти.
Схема вовлечения населения салафитами обычно следующая. Вербовщики выбирают кандидатов из числа малообеспеченных и наиболее религиозных молодых людей. Они входят к ним в доверие, указывая на «ошибки» в вероисповедовании, ссылаясь на наиболее фундаменталистские трактовки хадисов, показывают пропагандистские видеоролики и рекомендуют посетить свои собрания для обучения у «компетентных людей». Такая психологическая обработка занимает около трёх месяцев.
При этом, стоит добавить, вербовщики зачастую акцентируют внимание на попавших в трудную жизненную ситуацию людях, предлагая им поддержку и помощь. Внутри самого сообщества радикалов также существует собственная система взаимопомощи на основе самообложения по образцу институтов шариатского права. Каждый участник вносит в бюджет общины около 10 долларов США ежемесячно, которые затем распределяются среди малоимущих.

Наиболее обеспеченные представители салафитского течения даже строят или покупают дома для нуждающихся единоверцев, особенно для членов семей, в которых есть осужденные за экстремизм. Жильё покупается на окраинах небольших населённых пунктов, что зачастую приводит к тому, что радикальная идеология становится доминирующей в таких поселениях. А так как отдалённая сельская местность не пользуется вниманием со стороны чиновников и правоохранителей, помощь салафитов создаёт у населения их привлекательный образ в сравнении с деятельностью властных органов.
Значительную роль в вовлечении новых последователь в салафизм играют социальные сети, такие как Facebook, Twitter, Instagram, «ВКонтакте», «Одноклассники», мессенджеры WhatsApp, Viber, Telegram, сайты знакомств Badoo, Mamba, Тinder и видеохостинг Youtube. Радикалы не только обмениваются в них агитационными текстовыми, видео- и аудио-материалами, но и создают собственные пропагандистские группы.
Процесс радикализации на севере Казахстана затрагивает сейчас даже детей. Так, на ноябрь прошлого года было известно о сотнях школьниц в Западно-Казахстанской, Актюбинской, Атырауской областях, носящих хиджаб. Некоторые ученики из консервативных мусульманских семей также отказываются по религиозным причинам посещать уроки рисования и физкультуры, вставать при исполнении национального гимна и оказывать уважение к государственным символам Республики Казахстан. При этом они игнорируют школьное расписание ради совершения молитвы во время учёбы.

Как итог этих процессов, Казахстан ускоряющимися темпами покидают представители европейских национальностей. За девять месяцев 2021 года из страны уехало 17 251 русских, 2 335 немцев и 1 835 украинцев. Тем временем, в обратном направлении в республику прибывают на постоянное жительство граждане Узбекистана, Киргизии и Азербайджана. Кроме того, продолжается внутренняя миграция южных казахов и репатриантов-оралманов в более многонациональные северные области.
В заключение стоит добавить, что хотя Казахстан и считается относительно безопасной страной, случаи терроризма под влиянием радикальных идей периодически в нём случаются. В 2011-2012 годах после ареста крупной группировки ваххабитов по всей республике прокатилась целая серия взрывов и нападений на силовиков, а в 2016 году в Актобе и Алматы произошли крупные инциденты массовой стрельбы с десятками жертв, все участники которых затем получили пожизненные сроки.
Таким образом, северные и западные области Казахстана, граничащие с Россией, представляют интерес для исламистских организаций из-за их экономического потенциала. Несмотря на принимаемые казахстанским руководством меры, число радикалов здесь растёт, что создаёт основание для дестабилизации обстановки и распространения экстремистской идеологии в приграничные российские регионы.
Для того чтобы оставить комментарий, регистрация не требуется