Андрей Охоткин
Сирия – образец межконфессионального сотрудничества
Современная Сирия еще недавно являла собой уникальный пример веротерпимости и социально-религиозной гармонии. Век за веком эта древняя земля вбирала в себя новые этносы, верования и традиции. Понятно, что Аш-Шам (античное наименование этой территории) часто подвергался войнами иным социальным катаклизмам, но всегда они заканчивались умиротворением и созданием новой устойчивой социальной мозаики.
Последние постколониальные поселения были отмечены безусловной стабильностью. Но это не результат, как могло казаться непосвященному, авторитарной формы власти, а вне всякого сомнения, — следствие вековой генетической мудрости народа, вобравшего в себя все ценное, выработавшего устойчивые «противоядия» всему вредному и дестабилизирующему.
С одной стороны, светские власти и руководители религиозных общин поддерживали постоянный позитивный диалог. Их встречи и консультации были нацелены на профилактику возможной межобщинной напряженности. Иногда им приходилось применять превентивные меры для нейтрализации редких конфликтов.
Главный же фундамент, на котором покоилась социальная стабильность, был основан на преобладании в обществе высоконравственных устоев, культивируемых во всех без исключения традиционных религиозных группах.
Основную позитивную нагрузку здесь несла семья. Восточная семья, слава Богу, по прежнему с успехом отражает «прогрессивные» западные наскоки и сохраняет традиции чести, достоинства и любви. Ни у кого из нынешних сирийских тинэйджеров, увлекающихся интернетом и рок музыкой, не вызывает сомнения непререкаемый авторитет старших, особенно родителей. Семилетний мальчуган нисколько не сомневается, что его детсадовский брат — это его «зона ответственности», как для защиты, так и для справедливого наказания. И это правило одинаково актуально для мусульман-суннитов и православных христиан. Они также едины в своих воззрениях на приоритет духовного над материальным, самозабвенной преданности отчему дому и свой стране, а также в том, что честь нужно беречь смолоду.
Собственно, все позитивные мировые религии слеплены из одного «теста», основой которого является любовь.
Исходя из этого, нетрудно догадаться о том, что войны и междоусобицы на религиозной почве носили и носят характер политической борьбы за первенство и подогреваются внешними силами, далекими от нравственности и благочестия. Отсюда и очевидный вывод о том, что стабильная власть, не допускающая прямой, внешней (в том числе и информационной) интервенции, без каких либо сверхусилий, способны поддерживать межобщинный мир и взаимопонимание.
Все это воочию видно в Сирии, где не только отсутствуют даже предпосылки к враждебности между основными конфессиями. Даже немногочисленная община иудеев чувствует себя вполне благополучно, хотя сирийцы по понятным причинам, испытывают не самые нежные чувства к еврейскому государственному образованию на территории многострадальной Палестины.
Взаимоотношения же двух основных конфессий, мусульман-суннитов и православных христиан носят характер партнерства и взаимопонимания. Православная община Сирии сумела сохранить свою яркую самобытность и сплоченность. Никаких претензий на бытовой почве, в области свободы отправлений религиозных обрядов, участия в экономической жизни страны не наблюдается. Отсутствует также и неомессианская активность со стороны других конфессий. Все участники межобщинного диалога понимают важность сохранения статус-кво. Внутренняя политика государства также направлена на поддержание существующего баланса.
Религиозная структура сирийского общества выглядит на сегодняшний день следующим образом:
Сунниты и шииты
Среди мусульман Сирии преобладают сунниты, т.е. представители основного, ортодоксального направления в исламе. Называются они так потому, что, наряду с главной священной книгой всех мусульман — Кораном, признают сунну — собрание преданий о поступках и изречениях основателя ислама — Пророка Мухаммеда. Таких преданий, именуемых хадисами, имеется великое множество. Сунна объединяет значительную часть из них, признанных достоверными, и считается наиболее авторитетным произведением религиозной литературы, дополняющим и разъясняющим Коран.
Во главе мусульманского суннитского духовенства в Сирии стоит главный муфтий республики (государственная должность). Муфтии провинций, имамы крупнейших мечетей и известнейшие богословы входят в состав Совета муфтия республики. Главный муфтий обладает правом давать фетву, т.е. обязательное для мусульман суждение по какому-либо вопросу. Если какое-либо другое духовное лицо выступает с фетвой, то она считается действительной только после утверждения ее главным муфтием.
Духовный наставник сирийских шиитов — марджаа рухи — находится в Ираке. Шииты составляют в мире второе по числу последователей направление в исламе.
В 656 г. в ходе народного восстания в Медине был убит предпоследний «праведный» халиф Осман (титул «праведный» носили четыре первых преемника Мухаммеда, возглавлявших созданное им государство — халифат). В тот период должность халифа, объединяющая политическую и религиозную власть, была выборкой. Четвертым халифом был избран Али — соратник, двоюродный брат и зять Пророка, женатый на его дочери Фатиме. Али под лозунгом «очищения ислама» повел борьбу с аристократической знатью, но не смог добиться успеха в войне с предводителем аристократии, родственником убитого Османа, наместником Сирии Муавией. Партия Али и его сторонников называла себя «шиа» — «группа (единомышленников)». В гражданской войне шииты потерпели поражение в решающей битве при Сиффине, а сам Али убит 19 января 661 г. в Куфе при выходе из мечети. После этого его сын Хасан, как старший внук Пророка, был провозглашен в Ираке халифом, но, не имея возможности бороться за реальную власть, по соглашению с Муавией, отрекся от престола и переехал на жительство в Медину. По одной версии, в возрасте 45 лет он был ранен недругом и скончался, по другим — отравлен. Шииты возлагают вину за смерть Хасана на Муавию — основателя династии Омейядов, начавшей править халифатом из Дамаска. В историю ислама Али вошел как трагическая фигура. Мусульмане-сунниты почитают его как образец набожности и благородства. В среде шиитов образ Али заслонил даже образ Мухаммеда. Али признан носителем «божьей благодати», абсолютным авторитетом в делах веры и в мирской жизни.
После смерти Хасана главой рода стал младший сын Али — Хусейн, который после смерти Муавии возглавил шиитское восстание, но был убит в районе города Кербела (Ирак). Трагедия в Кербеле произвела сильное впечатление на сторонников Али и способствовала их обьединению. Со временем образу Хусейна придали мифический характер, наделив его сверхьестественными способностями предсказывать будущее и совершать чудеса. История его рождения, жизни и смерти постепенно обросла легендами.
Согласно шиитской доктрине, верховная власть предопределена свыше, а посему она не может зависеть от желания людей, не может быть выборной и должна принадлежать только наследникам Пророка, т.е. роду Али. По шиитским представлениям, Али и его потомки наделены свыше знанием сокровенных тайн, и это знание передается от отца к сыну. Согласно источникам, у Али было много детей -14 (или 18) сыновей и 19 (или 17) дочерей от разных жен (8 или 9). По мере естественного дробления рода увеличивалось и число потенциальных претендентов на верховную власть. Это вызвало в свою очередь появление различных сект и течений. После таинственного исчезновения в IX веке очередного шиитского имама (12-го, начиная с Али), он был объявлен находящимся в недоступном месте и ожидающим подходящего момента, чтобы явиться вновь. Шииты признают исчезнувшего своим верховным правителем и духовным руководителем. Они верят в грядущее пришествие этого — «скрытого имама», а выразителями его воли считают высшее шиитское духовенство. Шииты признают Коран, но подвергают его иносказанию, выделяя в тексте в первую очередь подтверждение прав Али и его семьи на главенство над мусульманами.
Наравне с суннитами шииты исполняют все необходимые мусульманские обряды, но имеют свои праздники и траурные дни. Паломничество шииты совершают в свои священные города — Неджеф и Кербелу, находящиеся в южном Ираке.
Одна из особенностей шиизма — культ мучеников. Самым великим мучеником считается Хусейн. За ним по значению следуют Али и имам Реза, гробница которого находится в Мешхеде (Иран). Памяти Хусейна и Али посвящены траурные дни в месяце мухарраме. В первые десять дней этого месяца, и особенно в десятый день (ашура), происходят многолюдные молитвенные собрания в мечетях и вне их.
В тех населенных пунктах, где преобладают шииты, устраиваются религиозные процессии, известные под названием шахсей-вахсей. Участники этих процессий плачут, испускают горестные вопли, а наиболее ревностные из них бьют себя цепями и плетьми, нанося себе раны.
В Сирии шиитами особенно почитаема мечеть Сейида Зейнаб, куда круглый год прибывают паломники в основном из Ирана — страны, где большинство населения — шииты. Эту мечеть называют еще «зеркальной» из-за покрывающих ее стены и потолок кусочков зеркал. В центре находится усыпальница внучки Пророка — Зейнаб. Здесь часто можно увидеть недужных и инвалидов, поскольку Зейнаб считается покровительницей больных.
АЛАВИТЫ
Шестой шиитский имам Джаафар ас-Садик, умерший в 765 г., лишил своего старшего сына Исмаила права наследовать сан, как говорят — за употребление спиртных напитков. Однако часть шиитов сочла решение имама неправильным, а поскольку Исмаил умер еще при жизни отца, то седьмым имамом провозгласили его сына Мухаммеда. В противоположность остальным шиитам, сторонники сохранения права наследования за потомством Исмаила стали называть себя исмаилитами. Преследуемые сыновья Исмаила вынуждены были бежать из Медины. Мухаммед ушел в Персию, его дети — в Индию, Али и его сыновья — в Сирию. К концу XI в. в Персии в районе Казвина, прилегающем к южному побережью Каспийского моря, образовались небольшие исмаилитские общины. В 1090 г. под руководством шейха Хасана Саббаха они захватили крепость Аламут, положив начало исмаилитскому «государству», включавшему ряд местностей, крепостей и замков, не объединенных территориально в единое целое. Активная миссионерская деятельность дала исмаилитам немало сторонников в северо-западной Сирии — в районе Алеппо и в прибрежных горных массивах. Здесь они стали называть себя алавитами — от имени зятя Пророка, или нусайри- тами — от имени Мухаммеда Ибн Нусайра ан-Нумайри, жившего в Басре в IX в. и считающегося основателем секты.
Еще на раннем этапе формирования исмаилитской религиозной доктрины, в ней разделились внешний, «всеобщий» смысл и внутренний, доступный лишь посвященным. «Внешнее» учение включало в себя все обрядовые и правовые постановления шариата. «Внутренняя» доктрина представляла систему философских и богословских знаний, опирающихся на толкование «сокровенных» высших истин. Противоречивость современных сведений об исмаилитской доктрине объясняется тем, что она, во-первых, вобрала в себя массу элементов античной философии, мистических учений и пр., а, во-вторых, в связи с тем, что это учение не было одним и тем же в различных регионах и в разные периоды.
Алавиты составляют одну из крайних шиитских сект, считающих четвертого халифа Али (он же первый шиитский имам) воплощением бога и ставящих его даже выше Пророка Мухаммеда. В их вероучении, культе и обрядах заметны следы влияния христианства и некоторые пережитки первобытных верований. Бог представляется в виде неразрывной триады, которая периодически воплощается в пророках. Последнее воплощение этой триады: Али, Мухаммед и Саль- ман аль-Фариси. Последний, согласно общемусульманскому преданию, был сподвижником Мухаммеда и оказал ему ряд ценных услуг во время их пребывания в Медине. Алавиты почитают этих трех мусульманских деятелей не как святых, а видят в каждой из них символ соответствующего религиозно-философского понятия. Так, в их представлении, Али олицетворяет таинственный, мистический «Смысл», непосредственно связанный с самим существом Бога. От «Смысла» исходят и находятся в зависимости от него «Имя», получившее свое олицетворение в образе Мухаммеда, и «Врата» в образе Сальмана. Наряду с верой в эту троицу у алавитов сохранились пережитки древних культов Солнца, Луны, звезд и Зари (утренней и вечерней).
Истинный смысл и полное содержание вероучения алавитов считается у них вполне доступными пониманию только людей «посвященных». Последние, обладая монополией религиозного знания, господствуют над массой рядовых алавитов как их духовные наставники и руководители. Чтобы попасть в этот привилегированный слой, надо пройти надлежащий курс обучения. В число посвященных попадают сыновья посвященных и люди, пользующиеся благоволением и покровительством последних. Женщинам посвящение совершенно недоступно, их не допускают и к участию в религиозном культе.
Алавиты верят в переселение душ (только для мужчин) и отвергают некоторые предписания ислама. Существенная часть алавитских обрядов (как и у восточных христиан) — причащение хлебом и вином. Однако имеются свои пищевые запреты, как общие (свинина, зайчатина, угорь), так и частные. Алавиты почитают христианских апостолов и некоторых святых и мучеников, отмечая ряд христианских праздников (Рождество, Пасха и др.). Многие алавиты носят христианские имена.
Алавитские шейхи и имамы отправляют религиозный культ по ночам в мавзолеях (по-арабски — «кубба»), построенных в честь почитаемых религиозных лиц и расположенных на возвышенных местах. Ритуал различается у северной (или «солнечной») группы алавитов с центром в Киликии (Турция) и у южной (или «лунной») с центром в Кардахе (Сирия). В Сирии проживает сейчас больше половины всех алавитов (Патакия, Тартус, Хана, Хоне и их окрестности); остальные- в Турции и северном Ливане. Века преследований от сельджукских правителей Османской империи приучили алавитов сохранять обособленность и замкнутость. Они объединяются в отдельные общины, не подчиненные единому верховному руководству.
ДРУЗЫ
Средневековый раскол в исмаилитском движении стал причиной выделения из него еще одного течения — друзов.
В начале X в. в Сирии появился исмаилит Убейдалла, выдававший себя за «скрытого имама», пришедшего «наполнить землю правдой и справедливостью». После неудачной попытки восстания, он бежал в северную Африку, где сумел основать халифат с центром в Каире, получивший название Фатимидского (напомним: Фатима — дочь Пророка Мухаммеда и жена Али). При дворе одного из фатимидских халифов — аль-Хакима, правившего в 996-1021 гг., находился исмаилитс- кий проповедник Мухаммед ад-Дарази (умер в 1019 г.), объявивший своего «патрона» воплощением Бога на земле. Проповеди ад-Дарази не получили поддержки в Египте, но после загадочного исчезновения аль-Хакима, вера в его божественность и грядущее пришествие распространилась в горах Ливана, где сложилась община друзов (хотя сами друзы не очень благоволят к ад-Дарази и предпочитают именоваться «аль-муваххидун» — «исповедующие единобожие»).
Разработка религиозной доктрины друзов была начата Хамзой ибн Али (XI в.), которого считают последним воплощением Мирового Разума. Завершил же ее уже в XV веке Абдалла ат-Танухи. По своей доктрине друзы близки исмаи- литам, верят в единого бога, многократно являвшегося в человеческом образе. В человека могут воплощаться и другие проявления божества — «душа», «слово» и прочие. Веря в переселение душ, друзы считают, что число душ, способных переселяться, строго ограничено и все такие души заключены в телах членов только их секты. Смерть любого друза, по их верованию, точно совпадает во времени с рождением младенца в их среде; душа, покинувшая тело умершего, немедленно вселяется в тело новорожденного. Наряду с этим друзы убеждены, что лишь люди, входящие в состав их секты, способны правильно воспринимать ее вероучение. Поэтому они не стремятся увеличить число своих единоверцев и предпочитают родственные браки.
Как и алавиты, друзы считают свое учение секретным; его знает лишь часть членов общины, именуемых «уккаль»- «разумные», которые, пройдя соответствующую подготовку, считаются посвященными «в тайну нашего Господа» (т.е. аль-Хакима). В отличие от алавитов, посвященными могут быть и женщины. Интересно, что посвященными могут стать только достигшие 40-летнего возраста, до этого духовный облик человека считается еще не сформировавшимся. Основная масса друзов состоит из людей «телесных» или «незнающих». Причем, в число рядовых членов общины нередко входят люди, занимающие весьма высокое общественное положение. Только «разумные» собираются для совершения богослужения в ночь с четверга на пятницу в специальных культовых помещениях, называемых хальва (уединение). Высшими религиозными авторитетами друзов являются аджавих (совершенные). Непосвященные допускаются в специальные места собрания (маджлис), где по четвергам после захода солнца совершаются молебны.
Друзы не считают для себя обязательным выполнение мусульманских обрядов, в том числе не имеют пищевых запретов. Рядовые друзы не обязаны посещать богослужения; число праздников у них весьма невелико: по существу, только общий для всех мусульман праздник жертвоприношения — ид аль-адха и общешиитский траурный день ашура (10 му- харрама).
Основная часть друзов проживает в Ливане. В Сирии они составляют не более 3% населения и находятся в основном на юге, в провинции Сувейда, куда их предки переселились два века назад из Ливана. В средние века был период, когда друзские правители играли заметную роль; наиболее влиятельный из них — эмир Фахр ад-Дин Маан, правивший в 1590-1633 гг., даже контролировал значительную часть сирийской территории.
ХРИСТИАНЕ
Христиане в Сирии составляют около 1/10 части населения и делятся на последователей ряда церквей. Большинство принадлежит к православной греко-византийской церкви (5% населения), следующие по численности — армяно-гри- гориане (свыше 100 тыс. чел.), затем католики-униаты, составляющие 3 конфессиихреко-католическую (около 80 тыс.), армяно-католическую (ок. 25 тыс.) и сиро-католическую (ок. 20 тыс.).
Далее идут последователи местных ближневосточных церквей: сиро-яковиты (80 тыс.), марониты (25 тыс.), несто- риане (15 тыс.), халдеи (ок. 10 тыс.).
ПРАВОСЛАВНЫЕ
На территории Сирии находится большинство из 18 епархий Антиохийской православной церкви (остальные — в Ливане и Ираке). Антиохийская церковь, по преданию, была основана в 37 г. Св. апостолами Петром и Павлом и является одной из колыбелей христианства. Местом пребывания ее главы — патриарха — долгое время являлся город Антиохия (ныне Анта- кья в Турции), игравший в течение веков роль крупного центра религиозной жизни. Здесь, по Новому Завету, после проповедей Павла и Варнавы, образовалась община из обращенных язычников, впервые назвавшихся христианами (Деян. 11:26). Антиохия знаменита такими выдающимися деятелями православной церкви как Игнатий Богоносец, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Иларион Великий. Хотя судьба не была благосклонна к этому некогда большому и великолепному городу, пришедшему в упадок после многих завоеваний и войн, название «Антиохийская» было сохранено за церковью при переводе резиденции патриарха в Дамаск.
Халкидонский собор (451 г.) поставил Антиохийскую церковь на третье место в иерархии церквей (после Константинопольской и Александрийской).
Братские взаимосвязи Антиохийской и Русской православных церквей установились со времени крещения Руси: первый митрополит Киевский Михаил был учеником патриарха Антиохийского Иоанна. В XV в. патриарх Антиохийский Иоаким V первым из восточных патриархов посетил Русскую православную церковь. После этого главы Антиохийской церкви не раз приезжали в Россию и совершали на русской земле богослужение. В свою очередь главы Русской церкви посещали Антиохийскую церковь: в 1945,1960,1972 и 1991 годах.
В1946 г. в Бейруте было открыто подворье Московского патриархата, а в 1958 г. — представительство патриарха Московского и всея Руси в Дамаске с храмом Иоанна Златоуста при ней. С1948 г. в Москве существует Антиохийсхкое подворье. С 8 июля 1979 г. Антиохийская церковь возглавляется патриархом Великой Антиохии и всего Востока Игнатием IV.
Оформление храмов и обрядность имеют некоторые местные отличия, из которых верующие Русской православной церкви сразу отметят скамьи, на которых не возбраняется сидеть во время службы, а также меньшую продолжительность самих служб.
НЕСТОРИАНЕ
Несториане составляют особую христианскую секту, образовавшуюся в V веке. Основателем ее был священник Несторий, происходивший из Антиохии и ставший Константинопольским епископом. Несториане расходятся с православными в трактовке соотношения божественной и человеческой природы в Христе. Они критикуют учение о богочеловеке и признают в Христе прежде всего его человеческое естество, снижая значение божественной природы. В соответствии с этим они именуют мать Христа только «христоро- дицей», отказывая ей в звании богородицы. Несториане не признают икон.
В VI в. несторианство получило большое распространение в Сирии и Месопотамии, поэтому несториан иногда называли «сиро-халдейскими христианами». Образованные представители несторианского духовенства развернули широкую проповедническую деятельность. В 431 г. на Эфесском соборе несторианство было обьявлено ересью, а сам Несторий отправлен в ссылку. Преследуемые византийскими властями, многие сирийские несториане во второй половине V в. переселились в Месопотамию и Западный Иран, где создали свою самостоятельную церковь. Отсюда несторианство распространилось в Индию, Среднюю Азию и Китай.
В середине XVI в. несториане разделились на две церкви, независимые одна от другой. Одна из них, последователи которой имеются и в Сирии, получила название «халдейская». Эта церковь вступила в унию (единение) с римско- католической церковью, признав над собой верховенство папы римского. Другая, традиционная несторианская церковь, объединяющая в основном потомков древних ассирийцев — айсоров, продолжает оставаться автокефальной. Во главе ее стоит патриарх.
ЯКОВИТЫ
Яковиты или якобиты, как и несториане, напоминают нам о бурных богословских дебатах, проходивших в первые века после зарождения христианства.
В V в. Константинопольский архимандрит Евтихий выступил в противовес несторианству с монофизитским учением. Монофизиты утверждали, что Христу присуща лишь одна — божественная — природа, а не две — божественная и человеческая. В монофизитском культе нашел новое воплощение общий для народов региона древний миф об умирающем и воскресающем боге. В 431 г. на Эфесском («разбойничьем») соборе монофизиты одержали верх, но в 451 г. на Халкидонс- ком соборе их учение было осуждено.
Яковиты получили свое название по имени эдесского священника Якуба Барадаи (или Бурдоно), который был тайно произведен в епископы Александрийским патриархом в 543 г., и начал вести активную проповедническую деятельность, оживив монофизитское движение после его осуждения на Халкидонском соборе. В культе и обрядах яковиты мало отличаются от православных, сохранив некоторые более древние, чем у православных, религиозные обычаи. Так, они крестятся одним перстом, знаменуя этим единство Божие. Богослужение в яковитской церкви совершается на си- рьякском диалекте арамейского языка — «языке Христа».
Яковитские монастыри главным образом распространены в северных областях Сирии. Монахи используют летоисчисление по селевкидекой эре, началом которой является 312 г. до н.э.
АРМЯНО-ГРИГОРИАНЕ
Армяно-григориане — приверженцы армянской национальной христианской автокефальной церкви, образовавшейся в самом начале IV веха. Ее основателем, по преданию, считается первый армянский патриарх — католикос Гри- горий Просветитель, по имени которого она и называется григорианской.
Армяно-григориане — монофизиты. В культе и в обрядах церковь очень мало отличается от православной,сохраняя, правда, некоторые более древние обычаи.
Глава армяно-григорианской церкви — католикос, имеющий свою резиденцию в Эчмиадзинском монастыре около Еревана. Основной центр сирийских армян — город Алеппо.
МАРОНИТЫ
Марониты — христианская секта, основная масса приверженцев которой живет в Ливане. Однако первые маронитские общины появились в Сирии, в окрестностях города Хама, откуда родом основатель этого течения Марон (его день отмечается 9 февраля). Марониты, очевидно, происходят от очень древних сирийских христианских общин. В раннее средневековье марониты, преимущественно земледельцы, стремясь избавиться от все усиливавшегося гнета феодалов, переселились в малодоступные горные районы, ныне находящиеся в основном на территории Ливана. Во время крестовых походов (XI-XIII вв.) они установили связь с западноевропейскими рыцарями-крестоносцами, католическим духовенством и купцами. Уже в то время Ватикан старался распространить среди маронитов свое влияние, но значительных успехов агентам Ватикана удалось добиться только в XVI в., когда Франция получила существенные экономические и политические преимущества в Османской империи, в состав которой тогда входили Сирия и Ливан. К началу XVII в. руководящий слой маронитского духовенства признал папу римского главой своей церкви. В культе и в обрядах маронитской церкви сохранились старинные установления и обычаи, характерные для древнейших сирийских христианских общин. Так, богослужение совершается по старосирийскому чину, белое духовенство обязано состоять в браке, распространен культ местных святых.
Глава маронитской церкви — Патриарх Антиохии и Востока избирается коллегией маронитских епископов и утверждается папой римский.
УНИАТЫ
Три униатские церкви в Сирии возникли в результате активной деятельности Ватикана среди местных христиан. Стремясь включить в свою орбиту восточное христианство, Ватикан через агентов-миссионеров сумел распространить влияние на значительное число сирийских христиан, прежде всего на представителей местной буржуазии. Вследствие этого, в Сирии создались три униатские церкви: сиро-католическая, греко-католическая и армяно-католическая, признающие верховенство папы римского. В культовом и обрядовом отношениях униатские церкви сохранили автономию.
К униатам относятся также мелькиты — дословно: «люди царя», т.е. послушные властям. Сначала монофизиты дали такое прозвище всем христианам, подчинившимся решениям Халкидонского собора. При разделении в 1054 г. христианской церкви на Западную и Восточную, это название сохранилось за той частью православных верующих, которые отделились от Восточных патриархатов. В1724 г. приверженцы этого течения заключили унию с Римом.
КАТОЛИКИ И ПРОТЕСТАНТЫ
Члены римско-католической церкви представлены главным образом иностранцами-европейцами, часть которых натурализовалась в Сирии. Обращение в католицизм коренных жителей происходит весьма редко.
Протестантов в Сирии не более, чем католиков и это тоже в основном иностранцы, давно живущие в Сирии.
ПРОЧИЕ РЕЛИГИИ
При подавляющем большинстве мусульман и христиан встречается весьма незначительное число представителей некоторых других религий, например иудеев и езидов.
ИУДЕИ
Иудаизм в Сирии исповедуют исключительно евреи. Большинство из них составляют западные, или «испанские» евреи (сефардим), предки которых, будучи изгнаны с Пиренейского полуострова в XVI в., нашли убежище в мусульманских странах, в том числе в Сирии.
Путешественники в конце XVIII века сообщали, что из 100 тысяч жителей Дамаска евреев около 15 тысяч. Сегодня их чуть больше 3 тысяч в полуторамиллионном городе. Две другие крупные общины имеются в Алеппо (свыше тысячи) и в Камышлы (около 750 чел.)
В дохристианскую эпоху иудаистские общины имелись практически повсюду в Сирии. В Джобаре (северный пригород Дамаска) до сих пор сохранилось здание старинной синагоги. Намного «моложе» главная синагога в еврейском квартале Дамаска — ей «всего» около тысячи лет.
ЕЗИДЫ
Езидов называют «поклонниками дьявола», которого изображают в виде павлина. Изображение павлина является религиозным символом, перед которым они молятся, как перед иконой.
Вероучение этой весьма замкнутой секты, члены которой, как правило, исключительно курды, восходит к староиракским религиозным верованиям. В основе лежит представление, согласно которому Бог, сотворив видимый мир, предоставил его в полное распоряжение дьявола. Почитая этого «падшего ангела», езиды никогда не произносят слов, которыми люди называют его, а, услышав эти слова из уст других людей, они должны очисться молитвой. Кроме дьявола езиды поклоняются еще и Солнцу. У них есть свое «священное писание» в виде двух книг мифологического содержания. Существуют запреты на пищу. Так, употреблять петуха в пищу нельзя: эта птица напоминает павлина.
Главное святилище езидов находится в северном Ираке в районе Мосула. Там же проживает их главный шейх. Постоянные сношения езидов с христианами и мусульманами, равно как и боязнь преследований, объясняют такие особенности их вероучений, как признание Библии и Корана боговдохновленными книгами, а Иисуса Христа — богом. Но его царствие, по их верованию, наступит только после окончания царствия дьявола.
Число езидов в Сирии не превышает 10 тысяч.
Таким образом, в Сирии представлены практически все традиционные Ближневосточные конфессии. При этом православная община выделяется своей сплоченностью и весомостью. Не смотря на то, что официальной государственной религией является ислам, христиане могут по праву гордится своей православной Сирией и своей ключевой ролью в обеспечении поступательного развития страны.
Для того чтобы оставить комментарий, регистрация не требуется