Торжество первоучителей славянских Кирилла и Мефодия от Успенского собора в Москве до сельской церкви в самом глухом захолустье

  
1
Кирилл и Мефодий

День славянской письменности по обыкновению начинается Божественной литургией в главном соборе Москвы – Храме Христа Спасителя. Продолжается праздник большим концертом хорового пения «Поющая Россия» на Красной площади…

«Стало замечательной традицией в этот день собираться на Красной площади, чтобы немного подумать об истоках нашей культуры, об истоках того замечательного, огромного, я бы сказал, драматического и одновременно победного пути, которым прошли славянские народы, наш русский народ – от истоков письменности до вершин современных знаний. Но если бы не было начала, то не было бы и пути. И вот очень важно всегда помнить о начале», – сказал Патриарх.

Обращаясь со сцены к собравшимся, прежде всего к молодежи, Первосвятитель отметил, что особенно важно знать историю своей страны и культуры, которая «определяет нашу самоидентификацию».

«Мы сознаем себя народом, единым целым тогда, когда мы скреплены, в первую очередь, общностью языка, культуры и общими нравственными и духовными ценностями, все остальное вторично. Это и есть базис, фундамент, на котором развивается и строится здание человеческой жизни. И наука, и искусство – все происходит от этого фундамента», – отметил Предстоятель.

На Славянской площади перед памятником святым равноапостольным Кириллу и Мефодию епископ Луховицкий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Евфимий вместе сонмом священнослужителей столицы отслужил благодарственный молебен создателям славянской письменности. После молебна представители славянских государств, Всемирного Русского Народного Собора, Союза писателей России, Союза православных женщин России, Славянского фонда возложили цветы к подножию памятника святым равноапостольным солунским братьям Кириллу и Мефодию, первоучителям словенским.

 

Эта традиция в Москве существует с 1992 года, когда славянские страны, независимо от политических и экономических разногласий, вместе возлагают цветы к подножию памятника, звучат гимны всех славянских стран. Эта акция имеет огромный международный резонанс, т.к. проводится только в России, в Москве.

 

Начинает Болгария, а за ней идут Белоруссия, Сербия, Босния и Герцеговина, Республика Сербская, Греция…

 

На Славянской площади у Памятника Кириллу и Мефодию происходили удивительные события: играла музыка, произносились торжественные речи, и, главное, рядом останавливались заинтересованные прохожие, часть которых пыталась запечатлеть увиденное с помощью мобильных телефонов…

 

Но шли к этой традиции долго.

 

В дореволюционной России Праздник славянской письменности проводился один раз в 1863 году. Побудителем тогда стал 1862-й год, когда отмечались две великих даты: 1000-летие России и 1000-летие славянского перевода Библии. Известный историк И.В. Платонов в том же 1862 году в журнале «Духовный вестник» писал: «Мы, по-видимому, хорошо бы поступили, если бы с народным торжеством по поводу тысячелетия России придумали как-нибудь соединить и празднование благословенной памяти первоучителей славян…» Ему вторил другой историк И. Беляев: «В наших современных святцах, печатающихся кириллицею, тою самою азбукою, которую изобрел Кирилл, нету и помину о Кирилле и Мефодии, просветителях славянских…

 

Неужели воспоминание о постройке константинопольских стен и дворцов для нас дороже, чем память о начале нашего просвещения и о первых просветителях?» Славянские комитеты тоже ставили вопрос о торжественном праздновании юбилея славянской письменности.

 

Праздник славянской письменности в Новгороде органично вписался в программу торжеств, посвященных 1000-летию России, но в Москве празднование ограничилось лишь службой в университетском храме.

«Как ни скромно было торжество 11 мая, – писал тогда Иван Аксаков, – оно все же было выражением не одной пробудившейся поздней признательности к творцам Славянской письменности, но и возникшей в нашем общественном сознании идеи Славянства. Это празднество служит залогом будущего духовного воссоединения всех Славян, звеном, связующим разрозненных братьев».

А в издаваемой Аксаковым газете «День» было высказано и пожелание, чтобы в будущем празднование «установилось по всей России, от Успенского собора в Москве до сельской церкви в самом глухом захолустье».

 

В 1863 году праздник отмечался уже сам по себе, и достаточно широко. Божественная литургия была совершена в Успенском соборе и еще в сорока храмах Москвы. А кроме Москвы торжества прошли также в Петербурге и Киеве, Харькове и Полтаве, Белгороде и Петрозаводске. Постепенно границы праздника расширялись…

 

Но после 1863 года в России больше этот День славянской письменности не праздновался. Лишь в 1963 году у нас было отмечено столетие первого Праздника письменности научной конференцией, посвященной 1100-летию создания славянской азбуки…

 

Праздник славянской письменности вернулся без малого тридцать лет назад. Начало ежегодных торжеств пошло из Мурманска – май 1986 года, но если учесть, что год ушел на его подготовку, то истоком все же следует считать 1985 год. Идея «учреждения» праздника, подготовка к проведению принадлежит писателям Виталию Маслову и Семёну Шуртакову, а написал в серии «ЖЗЛ» издательства «Молодая гвардия» книгу «Кирилл и Мефодий» о святых солунских братьях, их житиях Юрий Лощиц.

Сергей Котькало

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Для того чтобы оставить комментарий, регистрация не требуется


Читайте нас на
Присоединяйтесь к нам на нашем канале!

Читайте также:

ANNA NEWS радио
Наверх Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: