Три новых идеи «Живой традиции»: телеканал «Фольклор», блогеры-традиционалисты, наступательный арт
5 ноября 2019 года в Москве, в Государственном Российском Доме народного творчества им. В.Д. Поленова состоялась пресс-конференция, посвященная старту XIII Международного общественно-культурного форума «Живая традиция». Пресс-конференцию провела литератор и журналист Лидия Сычёва.
Кульминацией Форума «Живая традиция» станет гала-концерт участников 10 ноября 2019 года, который пройдет в Большом зале ДК Московского института стали и сплавов, Ленинский просп., д 4. В концерте участвуют лучшие коллективы со всей России.
Организатор Форума – Российский Фольклорный Союз, общероссийская общественная организация, созданная 30 лет назад.
Форум проходит при поддержке Министерства культуры РФ, Государственного Российского Дома народного творчества им. В.Д. Поленова (ГРДНТ), Центра русского фольклора. «Уверен, что мероприятие пройдет в творческой атмосфере, а деятельность его участников будет содействовать дальнейшему сохранению и популяризации нематериального культурного наследия России», – слова из Приветствия, которое направил в адрес Форума министр культуры РФ Владимир Мединский.
Пресс-конференцию открыли Варвара Котова и ансамбль старинной музыки «Узорика». Коллектив был создан в 2008 году и ведет активную творческую деятельность. У ансамбля сложилось уникальное звучание, сочетающее особенности русской классической и народной вокальной культуры. В исполнении артистов под аккомпанемент колёсной лиры прозвучали два произведения, которые задали высокий и чистый тон последующему разговору.
Директор ГРДНТ Тамара Пуртова в своём выступлении напомнила историю возникновения Дома народного творчества им. В.Д. Поленова. Этому учреждению более ста лет. Созданное в 1915 году, оно помогало деревенским и фабричным театрам. А предтечей учреждения Поленовского дома стала народная инициатива, когда ходоки из крестьянского театра села Бурмакино Ярославской губернии в 1909 году прибыли на режиссерский съезд и попросили помощи в развитии культуры на селе. Тамара Пуртова: «Живая традиция» – народная инициатива. Что может быть лучше этого благородного дела – сохранения народных корней, истоков культуры? Я желаю всем нам успехов!»
Пианист Борис Березовский – активный популяризатор фольклора, он – автор проекта Всероссийского фестиваля «Музыка земли» с участием коллективов Российского Фольклорного Союза. «Для меня народная культура – настоящее «убежище», сосредоточие радости и любви, – заявил Борис Вадимович. – Когда я понял, что безумно влюблён в эту музыку, я сделал несколько фестивалей и очень благодарен всем людям, которые участвуют в фольклорном движении. Я от всей души люблю благородное дело, которые ведут Сергей Старостин, Ольга Ключникова, Варвара Котова и все хранители народной музыки. Я всегда готов поддержать «Живую традицию»! Вы можете рассчитывать на мою помощь».
Председатель Правления Российского Фольклорного Союза, этномузыкант, режиссер гала-концерта Форума «Живая традиция» Сергей Старостин, отвечая на вопрос, почему в России, в отличие, допустим, от Болгарии, нет на телевидении канала «Фольклор», ответил, что «было бы прекрасно, если бы такой канал появился в России. Вопрос, кто возьмёт на себя подобную инициативу, и кто позволит прийти в эфир фольклорной составляющей. Я сам в 90-е годы вел программу на телевидении «Мировая деревня», которая рассказывала о традиционной культуре. И ныне появляются минимальные вкрапления в эфир национальной культуры, но они – явно недостаточны. Молодежные фольклорные коллективы приезжают на «Живую традицию» со всей России. Но это явление неизвестно широкому зрителю. Потому что фольклорные ансамбли не выпячивают себя, они не готовы «продавать» своё искусство. Возможно, поэтому телевидение не знает, с какой стороны можно подойти к этому искусству. Проблемой стало и воспитание в советское время нескольких поколений, отторгнутых от национальной культуры. Молодежь в постсоветское время уезжала за рубеж в поисках смыслов, которые были утрачены на родине. Сейчас фольклорное движение дает молодежи возможность «держаться корней» – это девиз нашего Форума».
Художественный руководитель Форума, заместитель председателя правления Российского Фольклорного Союза Ольга Ключникова остановилась на истории «Живой традиции». Эта форма стала результатом большого процесса, который активно развивался в 80-е годы ХХ века. «Ищущая и думающая молодежь, этномузыкологи, Санкт-Петербургская и Московская консерватории, Вологодский пединститут – их вклад в развитие и сохранение народной культуры трудно переоценить. К началу двухтысячных годов мы поняли, что можем предъявить своей стране, своему народу те традиции, которыми мы занимаемся с большой любовью. Форум родился в 2004 году. Это не только концерт, но и представление новых групп, исследовательская деятельность, дискуссионные площадки. «Живая традиция» – это творческие лаборатории, вечёрки для молодежи. Каждый Форум непохож на другой. Это значимое событие в жизни страны – культурное, общественное, эстетическое».
Основательница и вокалистка музыкального проекта Zventa Sventana, финалистка телевизионного проекта «Голос» на Первом канале в команде Пелагеи Тина Кузнецова рассказала о том, что будучи классической пианисткой, потом джазовой певицей, «…я влюбилась в нашу народную песню. Я бесконечно благодарна фольклористам за их экспедиции. Это непростой труд, я его оценила, вернувшись две недели назад из экспедиции по Белгородской области. Свой репертуар я собираю, пользуясь богатейшей фонотекой фольклорной музыки. Мое кредо – не навредить, а бережно перенести в современную аранжировку содержание и дух, находящиеся внутри песни, в её сердцевине». Отвечая на вопрос «Как сделать популярной традиционную народную культуру у молодежи?», Тина Кузнецова сказала, что её собственные поиски лежат в плоскости стиля, аранжировки, неоклассики, электронной музыки. «А вообще – только через арт. Дело за молодыми музыкантами, художниками».
Варвара Котова – из семьи фольклористов, но родители решили дать ей классическое музыкальное образование. Она выросла «на стыке» двух музыкальных миров. Такое сочетание помогает Варваре заниматься русской старинной музыкой XVII века. «Я заставляю своих музыкантов петь фольклор, иметь фольклорный слуховой багаж, чтобы они понимали структуру русской песни. Самобытная красота знаменного распева, композиторская музыка – всё это растёт из фольклорной среды. К сожалению, у классических музыкантов понимание традиционной русской культуры встречается очень редко. И спасибо Борису Березовскому, который для многих классических музыкантов отрыл фольклор, что это нестрашно, что это красиво и очень сложно, что эта музыка – настоящее сокровище». Для популяризации фольклорной музыки среди молодежи важно выходить в то пространство, где «живёт» молодежь. «Телевидение – это прекрасно, но его почти никто не смотрит. Даже у многих моих ровесников нет дома телевизора. Моей дочери 14 лет, она смотрит ютуб-каналы. Было бы здорово, если бы у фольклористов появились собственные блогеры и свои интернет-каналы, интересные современным детям. Мы должны выйти из собственного круга на широкую площадку».
Клирик храма свт. Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Кузин говорил о важности национального, укорененного в духе и традиции искусства для человека и народа. «В городе какие песни мы поём? Мы не поём, а слушаем чужие. Мы танцуем под чужую музыку. Наши дети играют чужими игрушками. Нам надо вернуться в свою страну из страны «далече»… Надо стремиться в искусстве не к сиюминутному успеху, а к вечным ценностям. «Живая традиция» – показатель именно такого процесса».
В пресс-конференции принял участие дуэт из Чешской Республики – Бржетислав и Йитка Осичкови. Вместо приветственной речи они исполнили южноморавскую народную песню, которая «на ура» была воспринята слушателями. Народной песней артисты занимаются много лет, они гастролируют по стране и за рубежом, весьма популярны и любимы зрителями.
Зденек Опатршил, руководитель Чешско-Моравского славянского союза, председатель Всеславянского комитета рассказал о том, как работают общественные организации у него родине по приобщению молодых людей к ценностям традиционной народной культуры. «У нас в Чехии произошло несчастье. Фольклорные объединения делают очень многое. Но правительство идёт другим путём, навязывая мультикультурализм. Берегитесь этого! Советский Союз был многонациональным государством, но он не трогал народную культуру, потому что это – основа всего.
Что касается телевидения в Чехии. У нас не могут сказать: «Нам фольклор не нужен!» Эти программы идут, но… в два часа ночи! Правда, у нас есть частные телеканалы, и один из них, который называется «Шлягер», в равных долях даёт популярную музыку, духовую и фольклор. Бржетислав и Йитка Осичкови часто выступают на этом телеканале. Жаль, что в России нет даже такой возможности… Но я желаю вам удачи. Пусть ваша традиция действительно будет живой!».
Ближайшие мероприятия Форума «Живая традиция»
7 ноября, четверг, 17.00. Дворец творчества детей и молодежи «На Стопани», пер. Огородная слобода, д. 6.
Эхо Форума «Наследники традиций»
Творческая встреча артековцев – детских фольклорно-этнографических коллективов Москвы и Московской области, лауреатов Всероссийского детско-юношеского форума «Наследники традиций» в Артеке (2016-2019 гг.). Вход по пригласительным.
8 ноября, пятница, Центр дизайна Artplay, малый выставочный зал, ул. Ниж. Сыромятническая, д. 10, стр. 7. Вход A.
12.00 – 21.00 Выставка традиционного народного костюма, ремесел, мастер классы. Участвуют: мастера декоративно-прикладного искусства, традиционных ремесел
13.30 – 14.30 Диалоговая площадка «Традиционная народная культура и молодёжное фольклорное движение в XXI веке» (2-й этаж)
14.30 — 16.00 Крыловидные гусли северо-запада России.
Василий Фоменко. Ознакомительный мастер-класс, лекция с видеопоказом экспедиционных материалов.
С первого же раза заиграют все! (2-й этаж)
14.30 – 15.00. Дефиле в традиционных народных костюмах.
Проект «Красно-Кросно» (коллекция Сергея Глебушкина) и коллекция ансамбля «Утешная канарейка» (реплики старообрядческого костюма Южного Алтая)
16.30 – 17.30. Проект «Мода от народа» (г. Подольск Московской области), Коллекция татарского костюма фольклорного ансамбля Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова
Участвуют: мастера традиционного народного костюма, коллекционеры, участники фольклорно-этнографических коллективов.
12.00 – 14.30, 15.00 — 16.30, 17.30 — 19.00.
Творческие портреты фольклорных коллективов
Фольклорный ансамбль «Вереница», г. Тула (худ. рук. Юлия Бортулева)
Дуэт Бржетислав и Йитка Осичкови из Южной Моравии (Чехия)
Творческое объедение «Червленый яр» (в составе Юрий и Наталья Щербаковы, Яков и Инна Ивановы, Юрий и Елена Фирсовы)
Фольклорный коллектив БОУ ДО ВО «Школа традиционной народной культуры», г. Вологда (худ. рук. Мария Верещагина и Наталья Шохина)
Фольклорный ансамбль «Зорюшка», с. Малобыково Белгородской области
Фольклорно-этнографический ансамбль «Птица жар», г. Нижний Новгород (худ. рук. Любовь Колесникова)
Детский фольклорный ансамбль «Радуга», г. Москва (худ. рук. Ольга Спиряева)
Фольклорно-этнографиеский ансамбль «Кумылга», г. Москва
Фольклорный ансамбль Российской академии музыки имени Гнесиных, г. Москва (худ. рук. Светлана Власова)
19.00 – 22.00 Традиционная молодежная вечерка «Этновечер». Ведущие Алексей Жуков и Светлана Кривцова
Вход свободный.
Дополнительная информация:
Программа форума «Живая традиция»: http://folklore.ru/news/v-programme-foruma-zhivaya-tradiciya/
Сайт Российского Фольклорного Союза: http://folklore.ru
Группа РФС ВКонтакте: https://vk.com/clubrosfolksoiuz
Группа «Живой традиции» ВКонтакте: https://vk.com/livingtraditionclub
Статья «Традиционная культура и Российский Фольклорный Союз»: http://moloko.ruspole.info/node/8740
1 комментарий:
мню, еще в юности эта фраза встретилась мне в какой-то книжке, и я долго не знал, что принадлежит она Оскару Уайльду. Мысль меня тогда поразила, как все парадоксальное. Потому что мы-то жили согласно поговорке «по одежке встречают, по уму провожают». Здесь все было понятно: как ни наряжайся, а глупость не скроешь. И вообще, дело не во внешности, а в истинных твоих, то есть внутренних достоинствах. Взрослые говорили: главное, какой человек. При этом глубоком убеждении мы все же тщательно следили за своей внешностью. В юности человек круглосуточно не сходит с подмостков. Поэтому надо выглядеть. Иначе зачем мама старательно перешивает для меня куртки старшего брата, а я свои непослушные волосы мучаю бриолином? Нет, все имеет отношение именно что к чему-то главному во мне. Вернее, во мне все главное, потому что все — мое, и мой внешний вид, голос, жест и есть Я в самом при этом неоспоримом своем проявлении. И ни одна девочка не согласится с песней, что вот, мол, «не родись красивой, а родись счастливой». Каждая хочет быть красивой и знает: это и есть самый короткий путь к счастью. А дурнушки пусть читают на школьных вечерах Заболоцкого про то, что такое красота: «Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде». Скучно и нужно только для тех, кому не повезло. Фраза пришлась кстати. Вот, например, в книге или в кино сразу видно, когда появляется предатель или бандит. Руки у него потеют, улыбка фальшивая, брюки и рукава куртки короткие, наигранный смех, а взгляд при этом отводит в сторону — обдумывает, как бы лучше обмануть. Остальные герои просто наивные, не сразу замечают. Но мы-то видим сразу. Да и в жизни тот, кто нам неприятен, имеет, как правило, отталкивающие манеры, внешность и даже фамилию. По манере одеваться легко можно определить, кто щелкопер, а кто кинозвезда. Но все мы еще при этом и идеалисты, ибо свято убеждены в собственной нравственной непорочности. Искренне верим в то, что говорим, и думаем, что думаем то, что думаем в данную минуту, а хотим того, чего хотят все хорошие люди на земле. Тут и соображать ничего не надо — достаточно посмотреть в глаза, которые ведь никогда не лгут (эта поговорка годилась). Боже, с какой наивностью и бесстрашием можно было тогда предложить посмотреть в глаза и как хороша была жизнь в лучезарно-одномерном мире! А саксофон поет, вздымая звуки, Не оглянувшись на меня,