Для участия в праздновании 30-летия независимости Украины, которое будет отмечаться 24 августа, президент страны Владимир Зеленский пригласил многих иностранных политиков. Заодно по центру украинской столицы пройдут и военные из стран-«партнёров», включая НАТОвцев, молдаван и грузин. А ещё на празднествах, опять же по приглашению Зеленского, собирается отметиться патриарх Константинопольский и Вселенский Варфоломей. Посмотреть на своё детище – Православную церковь Украины. Для украинских раскольников он уже при жизни стал чуть ли не святым.
Каноническая Украинская православная церковь Московского патриархата призвала Варфоломея не ехать в Киев. Так, управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварский Антоний заявил, что патриарху Константинопольскому и Вселенскому не стоит приезжать в Украину хотя бы потому, что он лично ответственен за всё происходящее в стране на протяжении последних лет. Применимо к делам церковным, Антоний напомнил и о захватах храмов УПЦ раскольническим клиром при содействии полиции во времена правления Петра Порошенко, и об избиении прихожан сторонниками ПЦУ. Глава представительства Украинской православной церкви при европейских международных организациях епископ Барышевский Виктор напомнил в свою очередь о том, как адепты ПЦУ выбрасывали из захваченных храмов Святые Дары и выносили престол. При этом отец Виктор заметил, что патриарх Варфоломей мог бы призвать сторонников ПЦУ прекратить захваты храмов канонической церкви, в том числе и сопровождавшиеся актами вандализма и избиением людей, в том числе и почтенного возраста. Но главное, что церковный дипломат особо подчеркнул, что визит Варфоломея в Украину может вызвать стихийное недовольство среди православных верующих, находящихся в лоно УПЦ Московского патриархата. Их, по словам епископа Барышевского, несмотря на гонения украинских властей, достаточно много. Был приведён пример организованного Украинской православной церкви крестного хода 27 июля в память 1033-летия Крещения Руси, в котором участвовало порядка 350 тысяч человек. При этом глава представительства УПЦ при европейских международных организациях подчеркнул, что день был будничный, поэтому далеко не все смогли принять участие в шествии. Раскольническая ПЦУ пыталась тоже провести в этот день крестный ход в Киеве, но он по сравнению с УПЦ выдался жиденьким. Есть опасения, как бы приезд Варфоломея не вылился в столкновения между сторонниками двух украинских церквей.
К слову, что-то схожее испытывала в своё время и Константинопольская православная церковь. На заре существования Турецкой республики её основатель Мустафа Кемаль Ататюрк по просьбе местных православных распорядился забрать у Вселенского патриархата почти все его приходы, оставив лишь Георгиевский собор в Константинополе (Стамбуле) и монастырь на острове Халки. Кстати, там богословское образование получали во времена Османской империи и нынешней Турции все Вселенские патриархи. Остальные все храмы были переданы созданной, как и ПЦУ с пылу с жару Турецкой православной церкви. Чуть позже в её же пользу были обращены и три русских храма. Кроме турецких властей ТПЦ никто более во всём мире не признаёт. Может быть, ещё сам Варфоломей, учитывая и потерю в 1921-22 годах церковной собственности, и фактическое положение вещей.
Украинская православная церковь имеет статус автономной, имеющей широкую самостоятельность, но входящей в состав одного из православных патриархатов. Автокефальная церковь – полностью свободна. Но чтобы добиться автокефальности, необходимо не только волеизъявление патриарха Константинопольского и Вселенского, но и учесть мнение соборов других поместных (автокефальных) православных церквей. Таковых, если не считать ПЦУ, на сегодняшний день 15: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Сербская, Румынская, Болгарская, Грузинская, Кипрская, Элладская, Польская, Албанская, Чешских земель и Словакии, а также Православная церковь в Америке. Вот тут как раз с автокефальностью у ПЦУ и не складывается.
5 января 2019 года в Георгиевском соборе в Константинополе (Стамбуле) патриарх Варфоломей подписал Томос — свидетельство об автокефалии ПЦУ. На следующий день произошла передача его главе раскольников митрополиту Епифанию. 3 февраля в Киеве в Софийском соборе прошла интронизация Епифания в качестве патриарха Киевского и вся Украины. На церемонии присутствовал президент Пётр Порошенко со всем руководством страны, а также приглашённые иностранные политики, часть дипломатического корпуса и представители Константинопольского патриархата. Остальные поместные автокефальные православные церкви свои делегации на это, кому-то казавшемся знаковым в истории православия событие не прислали. Позднее Варфоломей и его церковные дипломаты предпримут массированную атаку на канонических автокефалов. Вестись речь будет и о том, что «освобождённые народы» имеют право на свою автокефальную церковь, и том, что Русская православная церковь является духовным проводником «агрессивной политики» Москвы. В общем из пятнадцати автокефальных (канонических) православных церквей ПЦУ, кроме Константинопольского патриархата, признали ещё три: Александрийская, Кипрская и Элладская.
Православное раскольничество в Украине – не новая вещь. Начнём, пожалуй, с 1596 года, когда несколько епископов Киевской митрополии Константинопольского патриархата (обратим внимание на этот факт) во главе с киевским митрополитом Михаилом Рогозой заключили Брестскую церковную унию. Согласно ей, их епархии переходили под управление Папы римского, но в приходах сохранялось богослужение на церковнославянском языке, и вся обрядовая часть соответствовала православным обычаям. В Украине их зовут то греко-католиками, то униатами. Примечательно, что на Объединительном соборе православных церквей в Украине, созванном 15 декабря 2018 года по инициативе Константинопольского патриархата, участвовали и униаты. Сразу же после создания на этом соборе ПЦУ в её состав влилось достаточно много греко-католических приходов. На том Объединительном соборе раскольническим патриархом Киевским и Всея Украины был избран митрополит Переяславский и Белоцерковский УПЦ Киевского патриархата Епифаний.
Одним из претендентов на неканонический престол считался отец украинского церковного раскола Филарет. В своё время он после смерти в 1990 году патриарха Московского и Всея Руси Пимена претендовал занять его место. Но большинство голосов на архиерейском соборе было отдано не за митрополита Киевского и Галицкого Филарета, а за митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия. Злоба Филарета хорошо сдифузировала с умонастроениями украинской национально зацикленной интеллигенции и чаяниями киевской политэлиты, обособиться от союзного центра. Филарет очень долго добивался томоса от Варфоломея для своей УАПЦ (Украинской автокефальной православной церкви) Киевского патриархата. Тот, судя по всему, выжидал удобный момент. По его идее, как уже говорилось выше, был проведён Объединительный собор, на котором неканоническим экзархом в отсутствие представителей УПЦ Московского патриархата избрали Епифания.
Стоит отметить, что при Варфоломее, не будем заглядывать во времена давние, Константинопольский патриархат не стеснялся присваивать себе каноническую территорию Русской православной церкви. Например, из лона Московского патриархата в 1996 году Варфоломей вывел Эстонскую православную церковь. Он же способствовал православному расколу на территории бывшей Югославии. Последнее, что он решил изобрести – Черногорскую православную церковь. Если не автокефальную (её изначально не собирались признавать в качестве таковой остальные поместные церкви), то автономную в своей патриаршей юрисдикции. Раскольники в Черногории с благословения Варфоломея стали захватывать храмы, принадлежавшие Сербской православной церкви, чью автокефалию никто оспорить не в состоянии. Доходило до серьёзных стычек между православными, придерживающихся православных канонов, и адептами церковного сепаратизма.
Для того чтобы оставить комментарий, регистрация не требуется