В Крещенский день в Союзе писателей России торжественно вручали Национальную премию «Имперская культура».
При стечении большого числа политиков, деятелей литературы и искусства, представителей Русской Православной Церкви лауреаты премии вышли на сцену и, уверен, поймали себя на мысли, насколько ответственно и насколько почетно носить это высочайшее общественное признание.
Как только стало известно о присуждении Союзом писателей России премии «Имперская культура» за 2018 год писателям, поэтам, критикам, искусствоведам, деятелям театра, певцам, я решил, что непременно должен познакомить вас с некоторыми из них, потому как мы просто обязаны знать имена тех, кто самозабвенно и честно служит русской национальной культуре – не изменяя ей, не поддаваясь ни на какие сладкие горбушки, а главное – не продавая наше имперское культурное достояние.
Предлагаю вам несколько портретных зарисовок лауреатов – людей известных в стране и совсем неизвестных широкому числу народу, но они преданно и самозабвенно служат России.
ВЕРШИНЫ СМЕЛЫМ ПОКОРЯЮТСЯ
А еще талантливым, очень талантливым и трудолюбивым.
Именно такой и есть Владислав Смелов, выпускник музыкальной академии имени Гнесиных, певец, организатор, вставший на защиту русской песни – особой песни, архангельской, беломорской, пропахшей снегами, клюквой и морошкой. Песни, наполненной чистым тревожным голосом лебедей. Песни, сродни необыкновенной журавлиной любви.
Мальчишкой в заснеженном своем крае, где небо ластится к земле, Влад наслушаться не мог певучего своего народа, а когда закончил академию, стал профессиональным певцом, даже не раздумывал, как быть дальше, куда пойти, куда податься. Только на родину, только туда, где поскрипывают на ветру ведерочки, где не выходят из моды кудреватые богатырские молодцы, где люди не расстаются с песней, сказкой, как бы тяжело им ни было.
И он сразу громко заявил о себе, о своем пристрастии к истинному – к русской песне. Находились завистники, пытались перейти дорогу, да только не на того напали они. Потрепыхались, позлорадствовали и «отпрыгнули» в сторону – не по зубам пришелся крепкий народный орешек.
Влад взял и организовал в Архангельске необыкновенный певческий коллектив, и название ему придумал – «Дивование». Смотрите, слушайте, любуйтесь, дивуйтесь, не забывайте, в каком краю мы живем и какие традиции нам в наследство передали люди. Их за это благодарением одаривать надобно.
Не профессионалов набрал в коллектив Смелов, а смело пошел на эксперимент и вывел на сцену, на народный погляд тех, кто пел для себя дома, кто ни на один день не расставался с народной песней.
Сколько труда вложил Смелов, это только ему одному известно, только наступила пора, когда «Дивование» не только у себя на родине родные и желанные, а и далеко за ее пределами такие же. Да что значит – такие же, родными стали.
Любовью к Родине не похваляться нужно, ей служить надобно. Верой и правдой, как делает это лауреат премии Союза писателей России «Имперская культура» Владислав Смелов.
ГАЛИНА КРАСНОВА – КРАСАВИЦА РУССКОЙ ПЕСНИ
Среди лауреатов этого года – удивительная русская певица Галина Краснова. Она приехала в Москву совсем девчушкой и робко открыла дверь в класс своего преподавателя. А как тут не оробеть, если шла она на встречу с Александрой Васильевной Прокошиной, солисткой хора имени Пятницкого, народной артисткой Советского Союза, той самой, чей голос был родным и желанном в каждом доме, кого поэт Исаковский уговаривал: «Спой мне, спой, Прокошина, что луга не скошены…»
Мало кто теперь знает, как попадали в артистки хора Пятницкого люди. Вот о Шуре Прокошиной написала руководителям хора учительница из села Глотовка Курской области: «Живет у нас девочка одна, поет необыкновенно наши родные песни. Послушайте». А когда пришло письмо из Москвы с приглашением, всей деревней собирали Шуру в дорогу: кто ботинки принес, кто юбку с кофтой, кто узелок скромной еды, кто грошик на дорогу.
Приехала Шура Прокошина в Москву, постучалась в дом на Бужениновке, где квартировали руководители хора, и не промолвила ни слова. Тогда и схитрили пятницкие: «Ты, девонька, пойди-ка на улицу и развесь на солнышко сарафаны, пусть пожарятся».
Вот к ней, к знаменитой Прокошиной, и пришла учиться Галина Краснова русской песне, пятницкой традиции душу вложить в то, о чем поешь, чтобы тебе люди поверили и за тобой, если не пели, то шептали, проговаривали слова и проживали необыкновенные мелодии.
Впоследствии эту традицию народного песнопения свято берегла солистка хора имени Пятницкого, заслуженная артистка России Галина Сергеевна Краснова. А когда настало время «уступить» место молодым, хотя петь бы и петь ей в хоре еще не один десяток лет, создала детский коллектив «Любавушка» и учит детей необыкновенному пению русской песни, тому, которому она научилась у Прокошиной.
Галина Сергеевна меня спросила: «Иван, за что же мне такая честь быть лауреатом Имперской культуры?» Вот дословно, что я ей ответил: «За голос. За служение русской песне. За порядочность. За гордость. За высокое содержание жизни. За передачу по наследству русского достояния. За то, что вы истинная русская певица».
ЗАЙЦЕВА НЕ ИГРАЕТ – ЖИВЕТ РУССКОЙ ЖЕНЩИНОЙ
– Какой вы счастливый человек, – извинившись, отвела меня от столика незнакомая женщина, – с такими женщинами спокойно разговариваете, а я вот боюсь подойти, спасибо Зайцевой сказать.
– А есть за что?
– Ой, еще как есть… Она меня к жизни вернула…
– Так подойдите и скажите об этом актрисе. И вам станет лучше, и ей приятно.
Мы вместе подошли к столику, за которым пили кофе две народные артистки – Людмила Зайцева и Надежда Крыгина. Было это в холле Крокус-Сити, в антракте концерта. Я, правда, тогда обеим предложил:
– Давайте по коньячку.
– Еще чего? – вскрикнула Зайцева, и я осекся.
Я к продолжению разговора еще вернусь, а пока скажу, что это было мое второе знакомство с народной артисткой России Людмилой Зайцевой. С Людмилой Васильевной.
Вот сразу было ощущение, что я ее хорошо знаю, что она свой родной человек, а все равно выстраивался какой-то невидимый барьер: фамильярности быть не должно. У ней ведь и все роли в кино такие: близкие, родные, вот-вот она на плече у тебя разрыдается.
Как бы не так! Она и тебя, и себя одним взглядом остановит, и перед тобой не согнутая жизнью русская баба, а сильная, волевая, способная горе свое в сундук запрятать и промолчать. Только глаза скажут о многом – не пожалеть ее героиню заставят, а уважать.
Бабьи слезы, что вода – потекут, потекут и обсохнут. Так у нас говорят. У Зайцевой, какую бы роль она не играла в кино, были слезы, да только сухие. Вроде бы и на мокром месте глаза ее героини, но в них и слезинки нет.
Откуда это? Скорее всего, из кубанского детства, полуголодного, тяжелого, но сильного духом и материнской молитвой. И когда стала актрисой, и когда получила свои первые роли в кино, наверное, сама этого не осознавая, играла судьбу русской женщины сильно, ярко, запоминающее.
Отсюда всенародная любовь, признание и благодарность.
– …Да что же вы? Да успокойтесь, – а женщина, которую я подвел к Зайцевой в Крокус-Сити, все кланялась актрисе.
– Я вам спасибо от всех русских баб говорю. Не Варюхи мы горюхи, а красавицы и умницы.
ПОПРОБУЙ НОЖКИНУ ОТКАЖИ
Специальной премией «Имперской культуры» отмечен творческий коллектив радио «Говорит Саров» за создание цикла передач «Жизнь и культура» – руководитель проекта Никита Ванеев, редактор Галина Котлова, звукорежиссер Александр Дорохин.
Когда пришло это известие, мне вспомнились сентябрьский Можайск, дни фестиваля «Бородинская осень». Сюда съезжаются писатели, поэты, музыканты, кинодокументалисты, актеры театра и кино. Приезжают выступить перед народом, показать, что «натворили» за год, а главное – почтить память ратников богатырских.
Как только на разных площадках выступал народный артист России Михаил Иванович Ножкин, он, обращаясь к участникам фестиваля, к народу, неустанно повторял:
– Об этом фестивале, его масштабности надо говорить и писать, рассказывать людям, как берегут в Можайске, как истинно служит памяти воинов, отдавших свои жизни за Отечество наше, оргкомитет.
— Я обращаюсь, подчеркивал Михаил Иванович, к журналистам. Во весь голос им надо о этом говорить, только так мы сможем напомнить людям о истинных ценностях.
Обращение народного артиста услышали Сарове – в городе, овеянном радостью преподобного Серафима Саровского и одновременно с этим славою Федерального ядерного центра.
Каким образом? А вот каким.
В наше время невозможно услышать по радио гордости за нашу национальную культуру, боли по трагедийной потере национальных ценностей. Радио «Говорит Саров» нашло в себе силы, если хотите – мужество и вернулось к возвеличиванию русского языка, русской ментальности, русской культуры и пытается приподнять утерянную славу русского национального характера.
Когда творческая группа взялась за создание программы «Жизнь и культура», одолевали сомнения: примет ли народ концепцию программы, будет ли слушать, по меркам сегодняшнего времени, такой «не формат»? И все-таки решили попробовать.
Каково же было удивление, когда городское саровское радио стали слушать по всей Нижегородской области, а потом к нижегородцам примкнули Рязанская, Владимирская, Воронежская, Московская области, Мордовия. И уж совсем неожиданными стали письма из Германии, Англии, Франции, даже из ЮАР, в которых люди благодарили создателей программы за «глоток чистейшей радости – за настоящий русский язык, за гордость русской культурой и историей».
Отвечая на болевое обращение к журналистам Михаила Ножкина, программа «Жизнь и культура» пять часов эфирного времени отвела рассказам о фестивале «Бородинская осень». С радиослушателями общались сопредседатель Союза писателей России Сергей Котькало, заслуженные артисты России Татьяна Петрова и Людмила Мальцева, поэт Алексей Грибанков, лауреаты международных и всероссийских конкурсов Татьяна Семушина и Владимир Топоров. Все они лауреаты премии «Имперская культура».
Это я только назвал премьерное время – пять часов, а если учесть, что передачи о фестивале по просьбам слушателей повторялись по несколько раз, суточное звучание наберется.
Жалко, что в конкурсной программе фестиваля «Бородинская осень» пока не нашлось номинации для журналистов-радийщиков, а то саровчане и название ей придумали – Живое слово с земли богатырей русских.
***
С Лидией Музалевой мы познакомились в небольшом городке Сасове, что в Рязанской области. Здесь в конце июня проходит Всероссийский фестиваль имени композитора Александра Петровича Аверкина. Уже дадцать один фестиваль прошел.
Почему именно здесь, в Сасове? А потому, что это родина композитора, и руководители города решили напомнить народу его песни. Да так напомнили, что июньскими днями сюда собирается вся Россия.
Так вот о Музалевой. Закулисная беготня и тревога никому покоя не дает, а я обратил внимание на красивую женщину. Она стояла у березки, какая-то необыкновенно статная и величавая. Спокойная и одинокая.
Новенькая, подумал я, и был прав – художественный руководитель Государственного академического ансамбля «Россия» имени Зыкиной Дмитрий Дмитриенко, перехватив мой взгляд, сказал:
– Знаешь это кто? Это замечательная русская певица Лидия Музалева.
Это имя мне ни о чем не сказало, но я поспешил к ней познакомиться. А когда шел, почему-то стал волноваться.
– Это вы Лидия… Лидия, – запутался я в поисках фамилии.
– Музалева, – подсказала она мне, – от слова «муза».
И мы рассмеялись. И в этот момент поймал себя на мысли: я стою рядом не с певицей, а с самим достоинством.
Потом мы ждали ее выступление с «Россией». Знакомые певицы и певцы при выходе Музалевой стали отыскивать схожесть ее голоса с голосами известных. Кто Стрельченко называл, кто Зыкину, кто еще кого-то. А в итоге пришли к одному: ни на кого Лидия Музалева не похожа, это индивидуальность, которая бережет русскую песню, дорожит мелодией и оберегает каждый звук хорошего русского слова.
Недавно я спросил Лидию Михайловну, что для нее значит петь русскую песню? Знаете, что она мне ответила?
– Это как чистейшим воздухом дышать.
Сибирячка, родилась Лидия Музалева в знаменитом далеком Шушенском, а живет она в Обнинске. Объездила с русской песней всю нашу страну, да и не только ее – во многих странах мира пела и поет матушку русскую песню. Поет достойно, величаво, и нет этой песне другой ей равной.
Для того чтобы оставить комментарий, регистрация не требуется