Реальная политика от политической анимации отличается степенью самостоятельности. В политике, как и в других отраслях деятельности человека, действуют правила. Назовем некоторые из них. 1). Закон времени. Смысл в том, что время всегда течет. То, что течет, приносит постоянные изменения. Это означает, что завтра будет отличаться от сегодня, а послезавтра – от завтра.
Постоянно – это только сейчас. Раз с этим ничего нельзя поделать, это нужно хотя бы учитывать. В политике всегда «вчерашние ценности фальшивы», а те, кому оказали благодеяния, никогда не станут поддерживать партнеров, руководствуясь лишь чувством благодарности. В древнем Риме у влиятельных лиц существовал институт клиентов и в этом плане в современной политике мало что изменилось. Таким образом, учтем, что время постоянно изменяет ситуацию в лучшую или худшую сторону.
2). Закон силы и слабости. Эти изменения происходят по доминанте. Сильное побеждает слабое. И хотя альтернативы возникают постоянно, процесс развивается по известному принципу наименьшего сопротивления. Однако, альтернативы можно использовать для желаемого результата, лишь точно их понимая. Неправильное понимание существа процесса приводит к краху. Ошибки, как правило, неисправимы.
3). Абсолют одной доминанты навсегда невозможен. Достигнув максимума, сила всегда слабеет. Пример: золотой век сменяется серебряным, серебряный – бронзовым, бронзовый — медным, медный – железным и так далее. Возможны варианты, но необязательно железный век вновь станет золотым, это лишь вопрос вероятности. Прогресс ведет к регрессу, однако регресс не гарантирует изменения движения в прогрессивном направлении. Распад может продолжаться долго, но он, конечно, не может быть абсолютным, вечным.
4). Жизнь – это путь, который в любом случае будет завершен. Стратегия – не забывать об этом. Жизнь – это возможность, смерть – итог использования возможностей. Точка невозврата. Серьезность человека определяется не объемом накопленных материальных ценностей, а отношением к смерти.
5). Неотменяемый закон конкуренции. Конкуренция – базовое условие существования и развития. Факт вчерашнего превосходства не гарантирует успеха сегодня. Иллюзия успеха вчера снижает шансы на победу сегодня. Самоуверенность приводит к неосторожности, неосторожность к ошибкам, ошибки к поражению.
6). Критерием уважения является честь. Хорошее от безобразного отличается наличием или отсутствием чести. Качество человека оценивается не по форме черепа и так далее, а по наличию или отсутствию чести. Таким образом, честь – это хороший универсальный показатель. Честь симпатична, бесчестие — безобразно. Однако, честь должна сочетаться с силой, в противном случае предмет не стоит обсуждения.
Насколько человек честен, настолько он должен быть и силен. Состоявшееся государство всегда построено на чести и силе. Древнеримская республика была государством чести и силы (судя по древним авторам), поэтому она завоевывала мир. Ранняя Римская империя была государством силы, но уже не чести, она двигалась своей мощью по инерции и лишь удерживала то, что могла удержать. Поздняя Римская империя не была ни государством чести, ни государством силы, поэтому она погибла. Государство, не имеющее ни чести, ни силы обречено потенциально.
7). Равному – равное, не равному – не равное, каждому — свое. Какие правовые положения кто-либо устанавливает в отношении другого, такие же правовые нормы должны применяться и против него самого. Это довольно известное древнее правило. Государство создается и делается под себя политической элитой, которая всегда возвышается над толпой. Качество возвысившихся и определяет все остальное, в том числе и долговечность такого государства.
8). Кризис современного мира имеет неэкономические причины. Экономика характеризует лишь определенные представления о морали.
Моральные обыкновения выражаются в экономической модели. Раз есть кризис морали, значит и кризис экономики неизбежен. Это самообман считать, что патологию можно исправить чисто механическими средствами.
3 комментария:
Чем выше элита «возвышается» над народом, тем менее долговечным является государство. Потому что государство существует в интересах народа, а не элиты.
Это «крайний идеализм». На деле в истории совершенно противоположно. Государство как известно — это «аппарат насилия», который принуждает так или иначе к определеннной форме отношений.
Какой же это идеализм? Это реальность. В царской России «голубые мундиры» жили своей жизнью, в то время как народ прозябал. В итоге получили революцию. В позднем СССР жизнь партийной номенклатуры тоже отличалась от жизни простого народа. В результате разрыв между этими двумя мирами увеличился настолько, что их существование в рамках одной страны стало невозможным. Сейчас наблюдается та же тенденция.