В 2019 году Министерство обороны Российской Федерации объявило о создании собственной киностудии, которая будет заниматься съемками кинокартин про армию России. Для чего военным собственная киностудия? Какие фильмы там могут снимать и для какой цели?
Читайте в нашем материале:
Во времена СССР съемка отечественных фильмов про советские вооруженные силы считалась одним из важнейших направлений в кинематографе. В советском кино про армию выходили самые разные картины, в них встречались работы, посвященные становлению красной армии, события гражданской войны как в фильме «Чапаев», развитие и возможное применение армии в довоенное время «Если завтра война», «Танкисты» и так далее. Во время великой отечественной войны и после нее значительная часть советского кино была посвящена военному противостоянию с Германией: «В бой идут одни старики», «Освобождение», «Они сражались за Родину» и другие. Немало картин было посвящено и быту военнослужащих в мирное время: «Солдат Иван Бровкин», «Максим Перепелица», «Строгая мужская жизнь» и так далее.
В съемках подобных фильмов режиссёры ставили себе цель не только написать интересный сценарий, снять кино высокого качества с похвальной актерской игрой, но и создать мощные патриотические картины, которые должны были достойно преподносить советскую армию, воспитывать чувство гордости и долга у населения страны за свои вооруженные силы.
На создание военно-патриотических картин выделялось широкое финансирование от государства, а при их съемках серьезную помощь предоставляло и Министерство обороны СССР. В создании кино принимали участие, военная техника, иной раз в весьма солидных масштабах, целые воинские подразделения и военные консультанты. На воспитания патриотических чувств у граждан страна не скупилась.
Однако, в последние годы жизни Советского Союза на свет начали появляться совсем иные картины про вооруженные силы. После объявления курса на «демократию», «гласность» и «перестройку» отмену цензуры снимались фильмы, которые старались показать совсем иную точку зрения на отечественные вооруженные силы. В центре внимания оказывались темы алкоголизма, дедовщины и употребления наркотиков, как, например, в фильме «Афганский излом». По-другому начали позиционироваться и киноленты про Великую Отечественную войну. В них, вместо красноармейцев, в центре сюжета стали фигурировать бойцы штрафных батальонов, остервеневшие офицеры НКВД, глупые и трусливые командиры красной армии, как, например, в фильме «Гу-га».
Кризис, сложившийся в стране после развала СССР, отразился и в кинематографе. Количество фильмов, которые старались показать «изнанку» как российского общества, так и вооруженных сил стали стремительно расти. В 2000-х подобная тенденция хоть и уменьшилась, но продолжилась. В кино про Великую Отечественную войну на роль главных положительных персонажей демонстрировали бойцов штрафных батальонов, уголовников, репрессированных. Главными антагонистами зачастую являлись собственные командиры и офицеры НКВД. Обществу активно навязывалась идея об выигранной «вопреки» войне и заваливанию трупами противника до победного конца.
В то же время предпринимались и попытки начать снимать фильмы про современные вооруженные силы в более лучших тонах. Были сняты ряд фильмов про события Чеченской войны, в которых российская армия была показана в положительном ключе, как например в фильме «Грозовые ворота». Позитивным шагом в деле создания более приятного лица армии стал выход комедийного сериала «Солдаты» на российском телевидении. Однако, стоит отметить, что из-за реальных проблем внутри армии, в виде существующих неуставных отношений, слабого оснащения вооруженных сил и ряда других неприятностей, снять кино про симпатичный облик отечественных вооруженных сил была весьма непростая задача.
С новой реформой перевооружения вооруженных сил, которая стала активно воплощаться в жизнь с 2012 года, с приходом нового министра обороны Шойгу, началось серьезное улучшения быта военнослужащих и их оснащения, серьезная борьба с неуставными отношениями. Был взят курс на увеличения доли контрактников в вооруженных силах. Прогресс военного строительства и новый облик армии нужно было как-то продемонстрировать, поэтому в Министерстве обороны решили вновь заняться рекламой вооруженных сил при помощи уже отработанной в СССР практики съемок патриотичного кино.
Стоит отметить, что СССР и РФ не единственные страны, которые стремятся поднять авторитет своих вооруженных сил за счет кинематографа, в тех же Соединенных Штатах Америки или Китае подобное считается более чем оправданным и необходимым. В данных государствах активно выделяются деньги на съемку рекламы и патриотических кинофильмов, для демонстрации силы и надежности отечественных армий.
В России Министерство обороны пришло к выводу, что подобные кинокартины будут способны снять на различных отечественных киностудиях. Однако, в самом российском кинематографе царил весьма серьезный кризис, помимо того, что многие фильмы выходили весьма плохими по качеству, серьезно проседал и уровень сценарного мастерства. В фильмах, выходящих про Великую Отечественную войну из года в год по большей части продолжали крутиться опостылевшие темы про «кровавую гэбню», «героев уголовников» и «войну вопреки». Обзор того исторически-сценарного кино-ужаса, который снял отечественный кинематограф про историю страны, пожалуй, требует отдельной статьи или разбора.
В то же время в министерстве обороны нужна была яркая реклама «нового вида» вооруженных сил и государство решило выделить на подобные цели деньги отечественным кинотворцам. Для съемок патриотичных фильмов, как и при СССР выделялись масштабные средства министерства обороны в том числе военная техника и армейские подразделения. Одним из подобных фильмов который должен был продемонстрировать силу обновленных вооруженных сил России стала кинокартина «Крым». Для съемок фильма выделялись государственные деньги, морская, воздушная и наземная техника. Однако, несмотря на столь огромную поддержку от государства фильм с треском провалился. Причин на то было в изобилии.
Сценарий фильма был плохо проработан, линия, как историческая, так и главных героев получилась рваная и порой весьма хаотичная. С гневной критикой по фильму не прошелся только ленивый.
Еще одной попыткой создать положительный образ российских войск попытались в отечественном фантастическом фильме «Притяжение». Здесь Министерство обороны явно подсмотрело опыт американцев, которые пихали свою армию в самые разные фантастические картины, где мощные вооруженные силы США сражались как с инопланетной угрозой, так и с всевозможными роботами, мутантами и иными выдуманными напастями.
Как и в случае с «Крымом» в «Притяжении» использовалось множество единиц современной российской техники, как наземной, так и воздушной. Для создания массовых сцен были привлечены различные военные подразделения. Казалось, что в подобном жанре проблем быть не должно, фильм не был привязан ни к каким историческим событиям, и позволял воплощать любую фантазию.
Однако, и на сей раз планы Министерства обороны подвел сценарий картины. Сам фильм снимался в пацифистическом ключе, и образ армии был выставлен весьма непрезентабельно. Фактически военные являлись главными виновниками в произошедших в фильме бедах. Высокопоставленный армейский полковник был не в состоянии ни организовать нормальное оцепление в зоне инопланетного присутствия, ни разобраться со свой несовершеннолетней дочкой, которая постоянно нарушает установленные военными ограничения.
Единственным полезным, чем весь фильм занималась армия так это развозила на МРАПах детей в школу, что выглядело скорее абсурдным нежели, чем достойным действием армии. В итоге Министерство обороны вместо патриотической военно-фантастической картины получила сопливый пацифистический фильм, который обильно выставлял военных в качестве дураков.
Удачной картиной, которая смогла в какой-то мере показать российскую армию в положительном свете является фильм «Балканский рубеж», действия которого посвящены операции по захвату аэродрома «Слатина» на территории бывшей Югославии российскими войсками. Фильм смог передать героизм российского спецназа и российских миротворцев. Однако, большая часть событий показанных в кино были выдумкой, поэтому едва ли фильм мог претендовать на какое-то близкое описание реальной истории.
Неспособность отечественных киностудий и режиссёров качественно выполнить желания Министерства обороны, положительно показать новый облик российской армии, вынудила военных идти на кардинальные меры.
В 2019 году министр обороны Шойгу заявил о планах создать армейскую киностудию, которая будет снимать патриотические фильмы в интересах армии России. По мнению военного министра фильмов про современную армию РФ мало и новая киностудия должна была компенсировать этот пробел. В то же время Шойгу высказался против съемок фильмов про Великую Отечественную войну с помощью военной киностудии, показывать очередную «войну вопреки» в министерстве явно не горели желанием.
Киностудия Министерства обороны по планам военных должна быть создана в «Парке патриот», база и реквизит которой будут использованы для съемок новых картин про отечественную армию. Шойгу заявил, что фильмы, выпускаемые киностудией, будут концентрироваться вокруг последних событий, борьбы с международным терроризмом, войной в Сирии и прочим. Позицию Министерства обороны разделили ряд отечественных актеров и режиссёров.
Однако, не стоит забывать с какими трудностями столкнулось Министерство обороны пытаясь создать патриотическое кино от ряда режиссёров и что получилось в итоге. Главное сейчас для военных — это построить действительно качественную и хорошо оснащенную киностудию, набрать талантливых режиссёров, сценаристов и актеров. Иначе провалы фильмов про современную армию России могут повториться, только теперь под эгидой киностудии Министерства обороны.
В то же время тем для создания действительно хороших и патриотических картин более чем достаточно. Не снято ни одного фильма об операции РФ в Сирии, о боевых действиях в 90-х на территории Приднестровья и роли российских миротворцев в остановке конфликта. Мало фильмов выходит на тему войны в Южной Осетии и Абхазии, Таджикистана и Украины. Так же в случае успеха военная киностудия может попробовать свои силы на поприще создания военно-фантастических фильмов.
Идея о создании собственной киностудии для Министерства обороны выглядит весьма здравым решением. Она может стать источником выхода из кризиса, который наступил в российском кино после 90-х годов, с непрекращающимися темами «войн вопреки» и очернению собственной истории и вооруженных сил. Стать верным шагом для воспитания чувств патриотизма у населения страны и гордости за родные вооруженные силы. Однако, насколько качественными будут картины от военного министерства можно будет судить лишь в будущем.
Александр Долбыш для ANNA-News
Для того чтобы оставить комментарий, регистрация не требуется