«Подольские курсанты» — новая планка российского военного кино

  
7

4 ноября 2020 года в российский прокат вышел фильм «Подольские курсанты», повествующий о курсантах подольских военных училищ, преградивших путь немецким войскам на Москву осенью 1941 года. Получилось ли новое российское кино о войне? Читайте в нашем материале.

 

В мае 2020 года к годовщине победы в Великой Отечественной Войне должна была состояться премьера в кинотеатрах России нового фильма студии «Военфильм» «Подольские курсанты». К сожалению, в связи с тяжелой эпидемиологической обстановкой как в стране, так и во всем мире из-за пандемии коронавируса выход кино было решено перенести на 4 ноября 2020 года.

 

Ранее мы публиковали материал о процессе сьемки фильма, рабочее название которого ранее было «Ильинский рубеж» . После выхода картины в кино, ознакомится с трудом съемочной команды можно теперь полностью.

 

 

Сразу хочется отметить, что фильм удался. Авторы действительно создали грандиозную для российского современного зрителя военную кинокартину, которая задает новую планку качества подобных работ. Фильм несмотря на его большую продолжительность в виде 136 минут смотрится на одном дыхании и не надоедает. Наоборот, чем ближе развязка, тем сильнее зритель переживает за жизнь главных героев и их судьбу.

 

 

Фильм начинается с процесса обучения курсантов подольского артиллерийского училища военному делу осенью 1941 года. Несмотря на то, что война идет уже несколько месяцев многими бойцами она еще психологически не ощущается. Об идущих где-то боевых действиях напоминают лишь сводки «Совинформбюро», гул немецких бомбардировщиков, летающих бомбить Москву по ночам, и напутствия начальника училища полковника Стрельбицкого, который уже успел побывать на фронте.

 

 

Молодые курсанты шутят, улыбаются, ухаживают за девушками даже не представляя, что тучи над их судьбами сгущаются. Немецкая армия прорывает оборону двух фронтов и по Варшавскому шоссе движется к Москве. Обостряет ситуацию тот факт, что резервов для того, чтобы перекрыть дорогу противнику к столице нет. Поэтому в штабе Московского военного округа принимают решение поднять по тревоге курсантов пехотного и артиллерийского подольских пехотных училищ и выдвинуть их в село Ильинское для организации обороны и выигрыша времени до подхода резервов.

 

 

Стоит отметить, что фильм отрабатывает свое название, так как полностью посвящен именно подольским курсантам и боевым действиям от их лица и на их участке обороны. Хотя в фильме и присутствуют эпизодически разведывательно-диверсионные отряды капитана Старчака и танки 17-й танковой бригады.

 

 

Немецкие войска намеренно обезличены, что в целом идет только на пользу картине. Мы не увидим здесь какого-нибудь немецкого офицера антагониста, которому будет уделена чуть ли не половина экранного времени, как это было в том же «Сталинграде» Бондарчука или «Т-34» Сидорова. Враг здесь — это войска вермахта, которые, к слову, действуют весьма изощренно. Так, немцы пускают дымовую завесу, чтобы прорвать оборону курсантов, используют авиацию, чтобы уничтожить укрепления, применяют огнеметы, чтобы выжигать пехоту в окопах. Мотопехота пытается обходить с фланга позиции противотанкистов для их подавления. Немецкие танки из-за того, что здесь присутствуют те модели, которые действительно имелись у вермахта осенью 1941 года, а не обшитые фанерой современные боевые машины, ощущаются весьма грозно. К слову, сами курсанты не игнорируют бронирование немецких танков, а стараются стрелять в борта и уязвимые части башни. Орудия в фильме чувствуются работающими. Их заряжают, наводят, перекатывают и конечно с них стреляют. В диковинку для российского кино — зрители также увидят залп батареи «Катюш».

 

 

Хотя есть в оснащении войск вермахта в фильме и минусы, так в некоторых эпизодах немцы используют ПТРД, которые к моменту действия фильма не успели попасть даже в распоряжение красной армии. Видимо противотанковых ружей вермахта тех времен «PzВ 38» или «PzВ 39» у создателей картины просто не нашлось. Однако это не столь существенный минус, чтобы долго на него обращать внимание.

 

 

Еще одним громадным плюсом в фильме можно назвать отсутствие антисоветчины. В кинокартине нет ни упырей из НКВД, ни трусливых политработников, ни тупых офицеров, ни пьяных генералов. Даже Мадянов, который по прошлым своим работам многим запомнился постоянными ролями подлецов и истеричек здесь играет холоднокровного генерала Смирнова, который прилагает все усилия, чтобы выполнить поставленную перед его войсками задачу.

 

 

К слову, именитые актеры вроде Безрукова, Дятлова или Бурдукова играют в фильме далеко не ключевых персонажей повествования. На роль главных героев постарались брать не слишком примелькавшихся в российском кино актеров, что позволяет более глубоко погрузиться в повествование.

 

 

Присутствует в «Подольских курсантах» и любовная линия. Однако здесь она не становится в центре сюжета и скорее помогает более серьезней сопереживать персонажам. Никакой пошлятины или марсианской логики из-за любви здесь нет. На фоне кровопролитных боевых действий и постоянной гибели людей любовь явно отходит на второй план.

 

 

В фильме чувствуется дух того времени. Так, один из курсантов читает написанный им же стих воспевая Советский Союз, комсомольцы в медсанбате проводят собрание, в котором постановляют о том, что те, кто может держать в руках оружие должны помочь своим товарищам на передовой. Одни из курсантов рассказывает, что прошел «финскую войну», одна из героинь участвовала в гражданской войне в Испании.

 

 

Ряд событий в фильме воссоздан по воспоминаниям фронтовиков, которые воевали на Ильинском рубеже. Напротив, некоторые спорные моменты из сюжета были убраны. Так, изначально авторы задумывали показать бой танков Т-26 с немецкой бронетехникой. Однако так как в 17-й танковой бригаде, которая воевала на этом направлении осенью 1941 года, танков Т-26 не было, было решено от этой идеи отказаться.

 

 

Фильм сопровождает весьма приятная музыка, которая подчеркивает атмосферу показываемых событий. Стоит также отметить хорошую операторскую работу и очень красиво поставленные спецэффекты, да и в целом боевые сцены для российского кино сделаны весьма масштабно.

 

 

К сожалению, пандемия коронавируса, закрытие многих кинотеатров сказались на сборах кинофильма. Так, при бюджете 450 миллионов рублей, фильм смог собрать чуть более 90 миллионов. Данные деньги должны будут пойти по словам авторов фильма на обустройство музея в Малоярославком районе, посвящённому воинам красной армии, сражавшимся на Варшавском шоссе.

 

 

Однако нельзя говорить о неуспехе. Так, права на прокат фильма были проданы в США, Великобританию, Японию, Южную Корею и страны Скандинавии. Также имеются планы сделать мини сериал по фильму.

 

 

По итогу хочется сказать, что «Подольские курсанты» — это действительно достойное кино, которое хочется смотреть и ставить в пример. Хочется надеяться, что подобного рода фильм сможет благостно повлиять на российскую киноиндустрию, а «Военфильм» продолжит снимать картины столь высокого качества. «Подольские курсанты» один из лучших снятых за последнее время военных фильмов, который вполне себе может равняться с хорошим советским кино.

 

 

Александр Долбыш для ANNANews.

 

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Для того чтобы оставить комментарий, регистрация не требуется


Читайте нас на
Присоединяйтесь к нам на нашем канале!

Читайте также:

ANNA NEWS радио
Наверх Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: