Заграда Руси – грандиозный город в Среднем Поднепровье

  
0

 

Автор: академик Геннадий Мокеев

 

«Русь! Откуда ты?»
Сергей Лесной, ХХ в.

 

В Среднем Поднепровье на древней южной границе Русской земли с Причерноморской степью наши далекие предки-земледельцы возвели грандиозный город для защиты от нападений кочевников. Он не был обыкновенным укрепленным населенным пунктом, его рвы, валы, оборонительные стены тянулись в несколько сходящихся и расходящихся линий на сотни километров, ограждая огромные территории. Для активной защиты по линиям укреплений были развернуты цепочки городков-застав, а на пересечениях стен с дорогами стояли ворота. Это была целая «страна оград» или «царство оград», а говоря точнее – многополосая, глубоко эшелонированная Заграда Руси от неожиданных наездов грозных многотысячных орд степных кочевников.* 

 

Русские люди городили необыкновенный город более двух столетий: создавать его начали в конце IX века во времена язычества, а прекратили строительство где-то на рубеже XI-XII веков уже во времена христианства. Будучи дерево-земляным, – как любые русские крепости того времени, – величайший город Руси был недолговечным, даже в период своего длительного создания. Пока строились одни его оборонительные линии укреплений, успевали разрушиться предыдущие. Да и строились они прерывисто, во времена возрастания военных угроз. А разрушались как сами по себе «от ветхости», так и с «помощью» хазар, печенегов, половцев. Наконец, к середине XII века грандиозный город окончательно развалился, во многих своих частях сожженный половцами. В это же время, единая Киевская Русь, создававшая пограничную Заграду, сама стала распадаться и дробиться на уделы-княжества. Возобновлять укрепления, поддерживать городки-заставы в боевом состоянии стало некому. Новая феодальная Русь снова оказалась открытой для разбойных наездов-налетов полчищ степняков.

 

Судьба необычного города оказалась еще удивительней тем, что о его создании в IX-XI веках почти ничего толком не сообщили наши начальные летописи, – а тем более летописи последующих веков. Огромный город, возводившийся с не менее огромными трудностями многими поколениями русских людей, не оставил следов и в народной памяти. Люди забыли о нем, забыли кто и зачем копал рвы, кто после себя оставил тянувшиеся по земле то здесь, то там длинные, давно расплывшиеся валы, образно названные в народе «змиевыми». Валы и рвы эти оказались в итоге тоже либо распаханными, исчезнувшими из виду, либо быльем поросли.

 

С середины XIX века фрагменты змиевых валов начали картографировать краеведы, историки Украины И. Грабовский, И. Фундуклей, М. Максимович, В. Антонович, В. Ляскоронский… В середине XX века полжизни отдал изучению величайшего города Руси замечательный исследователь-энтузиаст А. Бугай, проводивший даже разведочные раскопки. Наконец, уже в конце XX века остатками былого города занялись археологи. В 1974-85 годах в разных его местах работала археологическая экспедиция Украинской Академии Наук под руководством М. Кучеры. Материал исследований был опубликован в его книге «Змиевы валы Среднего Поднепровья» (Киев, Наукова Думка, 1987 г.).

 

Однако даже сейчас, в начале XXI века, исчерпывающая информация о грандиозном городе не собрана, а всё имеющееся требует всестороннего и детального анализа. Так остается неизвестным, когда и кем было начато строительство города, как и в какой последовательности оно велось, когда закончилось? Неизвестно, где проходили некоторые его валы и стены, каковы были их конструктивные особенности, как многие из них выглядели? Совсем не собирались и не анализировались иностранные сведения германских хроник, норманнских саг… Город предстает там иногда легендарным, – а в сказаниях и легендах, как это обычно водится, правда перемешана с поэзией, а терминология с кривдой разноязычных слов. Наконец, в этой же связи, не анализировались наши былины, особенно о святорусских богатырях, съезжавшихся со всей Святорусской земли к Владимиру-Солнышку и служивших на богатырских заставах Заграды Руси.

 

О Великом приднепровском городе до настоящего времени ничего не написано ни в одной книге о русском градостроительном искусстве. Как говорил дедушка Крылов «Слона то мы и не заметили». А ведь только построив грандиозный город-Заграду, русский народ смог сначала отбиться от многих смертоносных нападений врагов, потом уже, опираясь на него, – создать огромное древнерусское государство. Слишком велико было значение этого города. С него начиналась наша Великая Родина. И на вопрос Сергея Лесного: «Русь! Откуда ты?» – мы можем сегодня безошибочно ответить: «Из грандиозного города на Днепре!»

 

 

I. СВЕДЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ 

 

Известия о приднепровском Великом городе Руси немногочисленны и все принадлежат западноевропейским историческим источникам: в чем-то ясным, но в большинстве – туманным и даже спорным. Они сообщают о городе в целом, без подробностей, – что очень ценно. Например, норманны, видевшие город как бы «со стороны» зафиксировали о нем лишь свое первое впечатление. Обычно самое правдивое, оно несло чрезвычайно интересную информацию.

 

Страна оград, Заграда – Гардарика, (Gаrdаrika, Gardariki, Garda норманских саг и датских хроник X-XII вв. (об Олаве Тригвассоне, Волдемаре Великом и др.). Историки неверно объясняли иностранные топонимы, переводя их как «страна городов» или «царство городов», а города понимая при этом только как укрепленные населенные пункты (точки на карте). Получалось, что, охватывая всю Русскую землю от Беломорья до Среднего Поднепровья, «страна городов» будто бы вся была густо покрыта населенными пунктами. Фактически же, в этом отношении, земля, наоборот, была большей частью пустынной. Города-пункты в X-XII веках, особенно на севере, располагались редко, в 200-300 км друг от друга (Ладога, Новгород, Белоoзеро, Ростов…). Какое же это «царство городов»? – сплошь дикие леса и болота. Здесь историками при переводе слов допускалась существенная неточность.

 

В норманнских сагах Русь называли иногда кратко – «Гарда», «Garda» (без «riki» – страны). А скандинавское слово «gard» означало просто забор, заграждение, ограду, двор. В таком случае слово «Гардарика» следует правильно переводить как «страна оград», а «Гарда» – как «ограды» или точнее и в целом – «Заграда».** 

 

Поехать в Гардарику, Гарду означало попасть в землю, заставленную оградами, преградами, оборонительными укреплениями-стенами. А такая территория, такая страна находилась тогда лишь на Киевщине и Переяславщине, на границе с Диким полем, агрессивными степными кочевниками, и более нигде. Именно эта территория называлась тогда собственно Русью. Здесь служили наемные пограничные войска норманов, знаменитых и безвестных викингов. Например, в Гардарике провел юные годы будущий король Норвегии святой Олаф Тригвассон (III четв. X в.). Поскольку он плавал там на кораблях, местом его службы был по-видимому г. Воинь, с его гаванью в разветвленном устье реки Сулы, выдвинутый от Руси на юг в степь. Воинь в Х веке перекрывал путь с Дикого поля к Киеву, Переяславлю, Чернигову. Олаф мужественно и храбро защищал Гардарику. После посещения Греции в 986 году он, якобы, уговорил «конунга гардов» Волдемара принять христианство. В Гардарике также провел юные годы будущий король Дании и разрушитель Арконы полурусский Вольдемар I Великий (середина XII в.). Он был внуком Мстислава Владимировича и зятем минского князя Володаря Глебовича.

 

В Гардах викинги очевидно проходили хорошую школу мужества в псинах с кочевыми ордами печенегов, половцев… Но, где гасли амбиции, жестокость отправлявшихся на восток страшных для Западной Европы норманнов. Ведь дикие азиатские кочевые орды степняков были куда более свирепыми и грозными в противоборстве. Но, может быть, всё было наоборот: Гардарика воспитывала у норманнов свирепость и жестокость.

 

Днепровский город – Danparstadir, Nepragardr норманнских саг XI-XII вв. (Hervararsaga, сага об Эрике Красном и др.). Это другое, уже адресное название грандиозного города Руси. Историки опять здесь напутали. Не зная и не учитывая Заграды, они отождествляли Днепровский город с Киевом, а он носил другое имя: Kioengardar или Koennogard. Этой путанице способствовал миф о великом готском рейхе V века Reidhgotalande, столицей которого и был якобы грандиозный город на Днепре – Danparstadir. Ведь готы были «богами», а империя их охватывала якобы всю Восточную Европу. Сверх-огромному рейху соответствовал и сверх-огромный Днепровский город.
Но сага о готской империи – позднейшая мистификация (см. Б. Рыбаков. Язычество Древней Руси, с.30). Воспоминание о готах просто помещено в ситуацию XI века, полуразрушившегося грандиозного русского города на Днепре. Величие его принадлежало древнерусской державе, а скандинавы сделали попытку всё умыкнуть. Мало того, что остготы и вестготы обитали в III-IV веках много южнее киевских высот по берегам Азовского моря и в южном Прикарпатье, само название «Днепр» у них было не русское, а какое-нибудь свое, готское. В Днепровском городе упоминается также «речная область», то есть Воиньская гавань, где служили норманны.

 

Топоним «Danparstadir» интересен еще одной информацией. Окончание его могло произноситься протяжно «ihr» с вариантом перевода «глина». А на Руси в те времена (XI в.) стены городов-крепостей обмазывались глиной для защиты от вражеского огненного примета. Днепровский Великий город и выглядел как «глиняный город», тем более что некоторые его линии укреплений действительно представляли собой глиняные валы, эскарпы, особенно по крутым берегам рек. Но образ города был еще интерес ней. А. Бугай обнаружил, что глиняная обманка стен и крутых валов снаружи была иногда искусственно обожжена и выглядела «керамической». Такие стены и валы Великого города – пусть не на сотни километров, а лишь в некоторых местах, например, у городских ворот, – выглядели каменными, а потому, в сочетании с деревом заборол, ворот, вышек, – очень эффектно и своеобразно.

 

Гуннский город, Гуннская страна – Gunnigard, Hunnaland северо-германских хроник X-XII веков (Дитмар Мерзебургский, Адам Бременский, Гельмольд и др.). Для пояснения топонимов важны два факта. Во-первых, на юге по границе Руси нашими князьями был в XI-XIII веках создан «заслон» от неожиданных наездов степных кочевых орд размещением здесь между передовыми линиями Заграды нескольких кочевых племен: торков, берендеев, коуев, турпеев, остатков печенегов. Они тоже оказались жителями Великого города, а потому – верными союзниками Руси, находясь, с одной стороны, под ее защитой, а с другой – усиливая ее конные войска. Клин вышибался клином: против кочевников выступали кочевники. Неожиданных нападений на Русскую землю уже не было.

 

Во-вторых, все кочевники были известны Западной Европе как «гунны» – очевидно еще со времен Атиллы (V век). Греки-византийцы в Х веке писали, что русский князь Святослав использовал в Болгарии гуннов как своих союзников (печенегов, мадьяр…). Поэтому и германские хронисты (Кранц и др.) вообще считали гуннов, словен, венедов за один народ, представляли тогдашнюю Русь на востоке бесконечным городом «Гунналандом», обнесенным семью кругами укреплений (А. Васильев. О древнейшей истории северных славян. СПб., 1858, с.107). Недавние исследования украинских археологов подтвердили число «7» для линий Заграды (ее западный край), что говорит о правдивой информации немецких хронистов. Кстати, самый южный вал по реке Суле назывался «Половецким» (очевидно строили пленные половцы), так что здесь тоже была доля истины.

 

Восточный город – Ostrogard северо-германских хроник XI-XII вв. (Адам Бременский, Гельмольд и др.). Упоминание топонима интересно в структурно-градостроительном отношении. Заграда и Киев мыслились совместно: Адам Бременский называл Киев «главным городом Острогарда в Руции». Следовательно, Восточный город состоял не только из множества бесконечных оград, малых населенных городков-крепостей, но имел крупнейший столичный центр, каким тогда слыл Киев. Своеобразный мегаполис раскидывался на территории в несколько сот квадратных километров.

 

Кстати, всех отправлявшихся из Западной Европы на восток, в Острогард немцы тогда называли «ruzarii», что созвучно русскому слову «рыцари», а «Руция» – слову «Русь». (РИС, т.4,с.166,сн.7). Рыцари и ехали в Русь как в прифронтовую страну, в гигантский пограничный город где все воины Руси были рыцарями. Такие известия позволяют нам проникнуться постоянно-тревожной ситуацией существования Киевской Руси того времени и ее населения, прятавшегося за оградами Заграды, в любой момент ожидавшего нападений врагов.

 

Валы-насыпи южнее Киева – «sepe»(Брун). 3 февраля 1006 года в степь к печенегам для проповеди христианства прошел через русскую границу немецкий архиепископ Брун. Позднее в письме к германскому императору Генриху II он писал: «Государь руссов, великий державою и богатством… два дня провожал меня сам с войском до последнего предела своего государства, который он по причине скитающегося неприятеля оградил отовсюду самым крепким «sepe» на весьма большое пространство».

 

«В этом «sepe» для прохода в степь были устроены ворота, за которыми уже лежала неприятельская земля. Печенежские становища не начинались сразу за укрепленной чертой, а Бруну, и его спутникам пришлось еще два дня пути идти по степи, никого не встречая» (Гильфердинг А.Ф. Неизданное свидетельство о Владимире Святом и Болеславе храбром. Русская Беседа, 1856, № 11).

 

Историки варьировали перевод значения якобы латинского слова «sepe» как завалы, изгородь, частокол, деревянные ограждения… Но епископ просто употребил русское слово «соп» без перевода: осопь, насыпь, вал, встречающееся в русских летописях. Например, Мономах «постави град Володимер Залешскый в Суждальской земли и осыпа его спом» (Синодальн. Лет., под 1101 г.).

 

Свидетельство Бруна как современника существование Заграды Руси интересно еще тем, что оно указывает на русского князя (Владимира) как строителя «sepe» на границе своей земли. «Конунг» оказал проповеднику христианства максимально возможный почет, – ведь впереди у него была неизвестность, может быть даже смерть. Позднее Брун вернулся назад, а потом в Западную Европу, где был после кончины канонизирован латинской церковью.

 

***

В итоге, из приведенных упоминаний грандиозного города Руси иностранцами можно сделать несколько интересных и полезных выводов.

 

– Город такой действительно существовал в X-XII веках, охватывая своими укреплениями целую страну на востоке Европы (Гардарика, Острогард, Гунналанд). Находился он на южной границе Русской земли со степью (Брун), следовательно, тянулся с запада на восток, пересекая Днепр (Днепровский город).

– Из всех иностранных названий необычного города самым близким по смыслу было «Гардарика» в переводе»страна оград»,»царство оград» и слово «Гарды» – «ограды», которое можно перевести в целом как «Заграда» Руси.

– Заграда была создана от нападений крупных кочевых орд и насчитывала до 7 линий укреплений (Гунналанд).

– Ограждения Заграды представляли собой валы с воротами в них (Брун), над которыми возвышались стены (гарды, преграды, ограды), обмазанные кое-где глиной, (глиняный Днепровский город).

– В «Гардах», на территории Заграды служили отряды норманнов – наемных профессиональных воинов, среди которых были даже будущие короли Норвегии и Дании, Заграда Руси слоила хорошей школой рыцарства, пройти которую очевидно считалось в Европе престижно.

« Грандиозный город Руси так поражал современников своеобразным видом и масштабами, что «спровоцировал» норманнов, германцев в XI-XII веках на сочинение сказаний и легенд, герои которых действовали в этом сверх-городе, – даже если легендарные события приурочивались к III-IV векам (готы), или IV-V (гунны).

– Легендарный многополосый грандиозный город Руси как бы ограничивал собой на востоке европейскую цивилизацию (Острогард). За ним уже находился неведомый «Тартар» (указан позднее на европейских картах), из которого в Европу много столетий периодически врывались свирепые и страшные кочевники-гунны. Позднее нахлынули уже сами татары, обитатели этого «Тартара». И еще много столетий в тар-тара-ры бесследно пропадали от их набегов тысячи русских людей.

 

Литература. 

1. Сага Олава Тригвассона. Извлечение о Гардарике и Гардах. РИС, IV, кн.1, М.,1840 г.
2. Гильфердинг А.Ф. Неизданное свидетельство современников о Владимире Святом и Болеславе Храбром. Русская Беседа, 1856, №1, с.!-2, И-14
3. Дашкевич Н. Приднепровье и Киев по некоторым памятникам древне-северной литературы. Киев, 1886.
4. Веселовский А.Н. Киев – град Днепра. Записки романо-германского отделение Филологического существа. Вып.1, СПб.,1888
5. Рожнецкий С. Из истории Киева и Днепра в былевом эпосе. ИОРЯС, XVI, кн. 1-2, СПб., 1911, с. 28.
6. Погодин А.Л. Киевский Вышгород и Гардарики. ИОРЯС, XIX, кн.1, СПб.,1914, с.1-33.

 

Примечания:
* В древности грандиозный город не получил у нашего народа какого-либо названия в целом. Слово «Заграда» – это перевод древнего норманнского слова «гарда» – ограды, но как нечто общее, единое (об этом – далее).

**Термин «Гардарика» можно переводить и как «страна Заграда», а вся Русская земля – «Царство Заграды» (по принадлежности). Но этот понятийный нюанс сразу же исчезает, если переводить «страна городов».

(Продолжение следует)

 

 

Для того чтобы оставить комментарий, регистрация не требуется


Читайте нас на
Присоединяйтесь к нам на нашем канале!

Читайте также:

ANNA NEWS радио
Наверх Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: