Если в прошлый раз мы говорили о трагических событиях межэтнических столкновений узбеков и киргизов в Оше и других городах ещё советской Республики, то в прогрессии материалов на тему вынуждены продолжить о нынешнем времени, поскольку шлейф ксенофобского экстремизма в «незалежные» времена тянется долго, нудно и кроваво.
О предпосылках дальнейшей эскалации столкновений интересов этнических групп Киргизии можно было судить ещё в 2002 году, когда правоохранители республики задержали в Оше Халило Марасулова, имама одной из местных мечетей, пойманного на распространении листовок запрещенной религиозной партии «Хизб-ут-Тахрир». Непосредственно у него изъяли примерно 30 листовок с призывами свержения конституционного строя в стране и призывами создать посреди Центральной Азии исламский халифат.
Таким образом, стало понятно, что южные районы Киргизии продолжают сохранять сложные и взрывоопасные настроения, осложняющие обстановку. Такие аресты происходили регулярно и постоянно, хоть и нельзя сказать, что правоохранители вовремя успевали выявлять и арестовывать подобных распространителей опасных идеологических штампов.
Восемь лет спустя, в 2010 году, Киргизию охватил переворот «революции роз», советский бай Аскар Акаев перекочевал в Россию, а среднеазиатская Республика погрузилась в пучину переворота, пожиная плоды ползущих по постсоветскому пространству цветных путчей.
Страна оказалась на грани гражданской войны, с 10 по 14 июня на юге Киргизии опять вспыхнули межэтнические разборки киргизов и узбеков, бывшие соседи вновь вспомнили недавние погромы, резали и стреляли друг в друга. Ош вновь стал центром основных кровавых инцидентов. Впоследствии количество жертв тоже «не смогут» точно определить и отделаются официальной цифрой в 191 человека. Что даже и близко не соответствует действительности.
Кровавые массовые столкновения с убийствами и стрельбой в Оше, где население в четверть миллиона делится ровно пополам на узбеков и киргизов, начались в ночь с 10 на 11 июня 2010 года. Начало событий опять имеет две версии, обе стороны иллюстрируют свои доводы кровавыми подробностями.
Кровавя бойня, которая быстро перекинулась тогда на Джалал-Абадскую область Киргизии, предварялась несколькими драками между киргизами и узбеками, случившимися одновременно в нескольких частях Оша 10 июня. Очевидцы рассказывали о драке на ножах в чайхане, затем схлестнулись в потасовке таксисты узбекской и киргизской национальности на почве дележа клиентуры, а после уже версию выдвинули иную: таксист-узбек пытался наказать киргиза-пассажира, не заплатившего ему за проезд.
Самым массовым на начало событий стало побоище в одном из дискоклубов, местном казино центра города. Тут уже резались сотни человек. Кульминацией стала жёсткая резня у центральной гостиницы Оша «Алай», стоящей посередине границы узбекского поселения (местные называют его махалли) и киргизских поселений.
Киргизская сторона заверяет, что после столкновений возле гостиницы «Алай» узбеки совершили нападение на женское общежитие Ошского госуниверситета, сопровождая свои преступные нападки изнасилованиями, убийствами и нанесением тяжких увечий девушкам. Разгорячённые своим преступлением, позже они добрались до областной детской больницы. Не щадя ни стариков, ни женщин, ни детей, узбекские «басмачи» поливали автоматными очередями направо и налево.
Но узбекская сторона имеет совершенно иной взгляд на происходившие преступления. С точки зрения этнического узбекского населения Оша, начиналось всё не так страшно, но на утренней пятничной молитве, около 4 часов утра, киргизы нападали на мечети и буквально резали и стреляли всех присутствовавших. О таких злодеяниях, в частности, помнят жители махаллии Черёмушки, ставшие свидетелями кровавым ужасам.
Пять дней к ряду Ош был настоящим фронтовым городом, с уличными боями, кровавыми распрями, готовыми перерасти в гражданский конфликт.
На четыре дня растянулись беспорядки в Ошской и Джалал-Абадской областях, погромщики вовсю использовали автоматическое оружие и не стеснялись в выражении своих критических настроений. Этнические узбеки срывались с мест и спешили поскорее покинуть свои дома ради спасения себя и близких.
В Узбекистан тогда экстренно переехали порядка 75 тысяч беженцев. Что касается погибших, то на данный момент официально признают 447 человек. А если брать неофициальные цифры, то погибших в 4-5 раз больше.
Очевидцы тех трагических событий из любого пострадавшего района проживания узбеков в Оше: Черёмушек, Фурката или Он-Адыра, рассказывают памятную и непридуманную кровавую зарисовку. В ночь на 11 июня по городу рассекали по дорогам несколько БТР и БМП, прокладывавшие озверевшей толпе пути к узбекским поселениям-махалли.
Верхом на этих «стальных таранах» киргизы разбивали наспех составленные баррикады, людей на улицах расстреливали из пулемётов, остальное довершали подтягивавшиеся вслед машинам погромщики с обрезами, арматурами, битами, пиками и ножами. Узбекские кварталы подвергали огню зачастую прямо вместе с жителями домов, огибая попадавшуюся собственность киргизов. А в остальные дни по людям, независимо от национальности, уже «работали» снайперские винтовки из рук до сих пор неустановленных лиц.
Река людской крови стала утихать лишь к понедельнику. Этнические лагеря противостояния, киргизы и узбеки, забаррикадировались по своим районам, стараясь не пересекать четко ограниченные визуально кордоны. Можно было легко определить немногие уцелевшие узбекские дома, где стены, ворота и витрины магазинов были испещрены надписями белой краской с призывом о помощи: «SOS» либо словом «геноцид».
Надо сказать, что киргизские военные, кому пришлось вновь разводить кровных врагов и утихомиривать разбушевавшиеся волны рукотворного беспредела, рекомендовали тогда журналистам не публичить тему с разговорами о геноциде. «Вы там в своей России пишите правду, — отметил тогда в разговоре с одним из российских корреспондентов на одном из блокпостов спецназовец Марат.— Я в интернете посмотрел, так там все только про геноцид узбеков и пишут. А тут не было никакого геноцида. Нормально так друг в друга постреляли».
Спустя почти год после резни, в мае 2011 года, Международная независимая комиссия по исследованию событий на юге Киргизии представила мировой общественности отчет, назвав основной причиной новой кровавой межэтнической распри политический вакуум, установившийся в Кыргызстане после государственного переворота в апреле 2010-ого. Отчёт сухо сообщил, что 74% погибших были узбеками, 25% — киргизами.
Ответственных за произошедший очередной виток искусственного кровопускания, основанного на межнациональных разногласиях, которые с началом «свободного плаванья» республик СССР стали основополагающими в политических разборках претендентов на власть, никакой отчет не выявил. Все снова оказались «не при чём».
Знаете, чего больше всего боятся в киргизском Оше? Конечно, повторения кровавых противостояний, уже два раза сотрясавших юг Киргизии. Настроения радикалов-экстремистов есть кому подпитывать. На территории страны ещё в 2014 году были запрещены 14 религиозных организаций, признанных экстремистскими, деструктивными и террористическими. Такие данные были приведены тогда в проекте Концепции гос. политики в религиозной сфере.
«В период с 2003 по 2012 годы на территории Кыргызстана судами разных инстанций запрещена деятельность следующих экстремистских, террористических и деструктивных организаций: «Аль-Каида», «Движение «Талибан», «Исламское движение Восточного Туркестана», «Курдский народный конгресс» («Конгра-Гель»), «Организация освобождения Восточного Туркестана», «Хизб-ут-Тахрир аль Ислами», «Группа джихада» («Союз Исламского джихада»), «Исламская партия Туркестана» («Исламское движение Узбекистана»), «Жайшуль Махди», «Джундуль Халифат», «Ансаруллох», «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Церковь объединения Муна, «Акромия»», — гласит текст проекта Концепции.
Но, несмотря на эти усилия, в Оше прибегают к уловкам. Идеологи исламского и националистического экстремизма пытаются избегать внимания правоохранителей. Вместо подозрительных штабов организаций, они выкупают полуразрушенные, заброшенные дома, ставят над ними купола «минаретов» и называют их молельнями, где под видом проповедей имамы и муллы вбивают в головы прихожан радикальные, смертоубийственные идеи джихада и прочих кровавых преступных направлений, где проходит подготовка боевиков и обучение владению оружием.
Всё чаще в Киргизии звучат опасения, что страна превратится в площадку для подготовки международных террористов-смертников и просто экстремистов. Чем больше рассекречивают экстремистские «клубы по интересам», тем опасения звучат всё реалистичнее и громче.
Известный теолог Кадыр Маликов уверен, что невозможно полностью уничтожить террористические и экстремистские настроения в стране. Ни одно государство в мире этого не достигло. Противодействия этим течениям помогают лишь сократить риски. Как подчеркнул военный эксперт Токтогул Какчекеев, опасения по поводу площадки тренинга для террористов напрямую связаны с наблюдающейся в последние годы исламизацией общества.
На данный момент, подчёркивает эксперт, Киргизия представляет собой территорию мелкобуржуазных трений и конфликтов религиозного характера с полным исключением технологического и технического прогресса, при слабости политической воли и стремлений, а также уничтоженной науке. Плоды дикой незалежности, начавшейся с кровавой Ошской резни, ужасны и непредсказуемы. А ведь это только начало…
2 комментария:
Живите долго.помните кто здесь хозяин. Вы жаждали власти не получилось. От жира бесится не надо.помогите бедным семьям.живите спокойно.от вас больше нечего не требуется.
Уважаемый автор! Хотел бы попросить Вас более корректно писать след.слова: Не Киргиз а Кыргыз и Кыргызстан вместо Киргизии. Спасибо!