Home / ВСЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ  / Кто поджёг факел Нагорного Карабаха: Хроника локальной войны

Кто поджёг факел Нагорного Карабаха: Хроника локальной войны

Кто поджёг факел Нагорного Карабаха: Хроника локальной войны

Кто поджёг факел Нагорного Карабаха: Хроника локальной войны

 

Даже тридцать лет спустя после начала острого межэтнического противостояния в Нагорном Карабахе, до решения всех наболевших вопросов между представителями армянского и азербайджанского народов остаётся практически пропасть.

 

В первую очередь стоит отметить, что именно армяно-азербайджанский межнациональный конфликт здесь стал первым на закате терпящего бедствие Советского Союза. Нагорный Карабах открывал череду затяжных кровавых междоусобиц. Считайте, что данный эпизод был показательным последствием политики перестройки, запущенной с 1985 года Михаилом Горбачевым. Этот гнилой курс не выдержал тест на прочность, в итоге оказалось, что политические власти Союза проявляют полную некомпетентность в знаковых для страны вопросах.

 

По своей сути, Нагорный Карабах является небольшой частью Закавказья, имеющей самобытную, непростую судьбу, соединяющую в себе переплетение жизненных путей соседей по этой земле — армян и азербайджанцев.

 

В географическом плане Карабах также связывает равнинную часть, на которой исторически всегда селились азербайджанцы, и горная местность, где на возвышенностях предпочитали жить армяне.

Веками Нагорный Карабах служил ареной чередования спокойных времён перемирия или замирения и военных стычек двух этносов. Они постоянно выясняют непростые отношения между собой. Сразу после падения Российской империи, два года подряд здесь тянулась ожесточённая армяно-азербайджанская война 1918-1920. С обеих сторон масла в огонь подливали сторонники углубления националистических различий и претензий. Кровь перестала литься и на регион снизошёл мир лишь с водворением советской власти на всем Закавказье.

 

Армяне и сейчас считают, что горячие дебаты летом 1921-ого в ЦК РКП (б) привели к ошибочному решению оставить Нагорный Карабах в составе Азербайджанской ССР, хотя тогда регион получил широкую автономию. Примерно с 1937 года местность стала называться Нагорно-Карабахской автономной областью. Жители этого неспокойного региона предпочитали позиционировать себя как часть СССР, а не Азербайджанской Республики.

Московские власти очень долго не учитывали «лишние нюансы» в своём подходе к управлению регионом. В 1960-ых подымался вопрос о передаче Нагорного Карабаха в состав Армянской ССР, но его жёстко оборвали в центральном руководстве, посчитав необходимым на корню пресекать националистические настроения. Даже не представляя при этом, какую ошибку совершают для будущего. И национализм тут был делом десятым. Время показало, что опасались армяне Карабаха небезосновательно. Если смотреть статистику, то, например, в 1923 году армяне составляли подавляющее большинство в 90%, а уже к середине 1980-ых количество этнических армян снизилось до 76%. Случайным данное явление назвать нельзя — власти Азербайджанской ССР целенаправленно делали упор на изменение этнического состава «спорной» по их мнению территории.

 

Общее стабильное равновесие в Советском Союзе, где даже пограничные регионы умудрялись жить в мире и дружелюбии, позволяло и Нагорному Карабаху острых моментов избегать и добрососедствовать. Если случались мелкие межэтнические стычки и споры, их не воспринимали всерьёз и «кадило не раздували».

Привнесённая «демократом» Горбачевым политика перестройки «разморозила» для широкого обсуждения в прошлом запретных тем. Шовинистические настроения вместе с их носителями повылезали на поверхность и стали, как термиты, точить дерево Страны со всех сторон.

 

Большие переломы начинаются с малых шажков. Точкой отсчёта нового витка напряжения стал прецедент в армянском селе Чердахлы Шамхорского района Азербайджана. Великую Отечественную Войну селяне встречали вместе со всеми на передовой, отправив в общей сложности на фронт 1250 человек. Героические и отмеченные многочисленными наградами и званиями земляки уроженцев селения служили примером для остальных. И вот на этой исконной территории проживания армян, в 1987 году секретарь райкома партии Асадов, берёт и назначает вместо директора местного совхоза Егияна нового руководителя, азербайджанской национальности.

 

Селянам претило и само отстранение Егияна, и попутное обвинение его в несуществующих злоупотреблениях властью, и сам процесс данного произвола. Асадов предпочёл пойти путём нахрапистым и грубым, указав директору-армянину «убираться в Ереван». На его место назначили этнически чуждого, лишённого понимания ситуации в регионе, да ещё и без должного образования: по мнению большинства местных, новый голова был «шашлычником с начальным образованием». Нежелание принять его назначенца настолько разозлило Асадова, что он перешёл от разговоров и уговоров к угрозам и насилию.

 

 

Селяне Чардахлы пожаловались на произвол райкомовца Генпрокурору СССР. В послании отметили явные злокозненные шаги партократа, который всегда приезжал в село в сопровождении милиции и пожарных. Используя админресурс, он пытался собрать партийных, чтобы с их помощью продавить нужное себе собрание. После нескольких неудачных попыток, «стали избивать народ, арестовали и вывезли на заранее пригнанном автобусе 15 человек. Среди избитых и арестованных были участники и инвалиды ВОВ (Вартанян В., Мартиросян X., Габриелян А. и др.), доярки, передовые звеньевые (Минасян Г.) и даже бывший депутат Верховного Совета Аз. ССР многих созывов Мовсесян М.» — значилось в послании силовому ведомству.

 

 

 

После чего Асадов не угомонился, а явился в селение с очередным погромом и задержаниями. «На этот раз избили и арестовали 30 человек. Такому садизму и беззаконию может позавидовать любой расист из колониальных стран», — подчёркивали в своей жалобе впервые столкнувшиеся с подобной наглостью люди.

 

 

 

События в Чардахлы попали на страницы газеты «Сельская жизнь» и стали достоянием общественности. Центр вновь проигнорировал «местечковые разборки», зато в Нагорном Карабахе армянская часть населения стала поднимать волну возмущения от безнаказанности распоясавшегося функционера.

 

В советскую столицу стали отправляться многочисленные делегации интеллигенции армянской общины, которые уверяли московских политиков, что в 1920-х Нагорный Карабах к Азербайджану присоединили ошибочно и сейчас настало время все исправить. Москва выслушивала по новой перестроечной моде, кивала и обещала разобраться. А Карабах эту резину обещаний рассматривал как подыгрывание азербайджанскому вектору.

 

Чем дальше растягивалась коллизия, тем больше накалялась обстановка. Молодежь выдвигала все более радикальные лозунги. Далекие от политики люди всерьез опасались за свою жизнь и покой. Соседи «не твоей» национальности стали рассматриваться с подозрением и тревогой.

 

Власти Азербайджанской ССР проводят собрание в столице Нагорного Карабаха партийного и хозяйственного актива, заклеймив их попутно «сепаратистами» и «националистами». Вроде справедливо заклеймили, только своей роли в этом балагане не учли — именно поверхностное отношение к ключевой загвоздке отношений привело позже к крови. Это их политика довела все до подобного абсурда.

 

Контроль над положением в спорном регионе стал выходить из-под контроля властей уже с середины февраля 1988 года. На центральной площади Степанакерта, тогда ключевого города автономии, а ныне столицы Нагорного Карабаха, с этого момента практически без остановки проходили митинги в поддержку передачи НКАО в состав Армении. Активная часть населения Еревана также поддержала эти требования и провела ряд акций в поддержку выступивших за возврат в состав Армянской ССР.

 

Народные депутаты НКАО на внеочередной сессии, 20 февраля 1988 года, оформили обращение к Верховным Советам Армянской ССР, Азербайджанской ССР и СССР с предложением одобрить передачу Нагорного Карабаха в состав Армянской Республики.

 

Настрой в Карабахе и Армении породил противодействие в Азербайджанской ССР, где столичный Баку и многие остальные города Республики массово проводили акции, требуя пресечь «вылазки армянских экстремистов» и никаких передач регионов не устраивать.

 

На следующий день после обращения властей Степанакерта, Москва, следуя духу Горбачевского режима, посоветовала сохранять «дух интернационализма» и не «поддаваться на провокации»: если помните, царил принцип «мы за всё хорошее против всего плохого». Поздно было увещевать, слова ничего поправить уже не могли. Творческие интеллигенты закидывали печать петициями, а на митингах выдвигали всё новые требования. На местах, грубо говоря, улицу уже держали в своих руках радикалы.

 

Поэтому первая кровь не замедлила появиться. Единственный район превалирующего азербайджанского населения в Нагорном Карабахе на момент разлома — это Шушенский район НКАО. Этническая диаспора подогревала себя слухами о «зверских убийствах азербайджанских женщин и детей» в Степанакерте и Ереване. Ничего подобного в реальности не было, однако даже сплетен хватило для «рейда мщения», устроенного 22 февраля вооруженными толпами азербайджанцев, которые ринулись в «поход на Степанакерт» для «восстановления порядка и справедливости».

 

Толпа азербайджанцев немного притормозила возле поселения Аскеран, где обезумевших мстителей пытались образумить милицейские кордоны. Но безуспешно, толпу не удалось остановить, зазвучали первые выстрелы. Тогда погибли два человека: провидение тоже бывает полно иронии, поскольку одним из убитых стал азербайджанец, застреленный милиционером той же национальности.

 

Рванул конфликт, где его ждали меньше всего, в городе-спутнике столичного Баку — Сумгаите. На улицах стали появляться неизвестные, называвшиеся «беженцами из Карабаха». Они рассказывали жителям о жестокости и зверствах армян по отношению к азербайджанцам. Не сказав ни слова правды, провокаторы сеяли взрывоопасное настроение в городе, обстановка накалялась с каждым часом.

 

Никто в многонациональном Сумгаите, основанном в 1949 году, где проживали под одним небом, работали и строили будущее все вместе: азербайджанцы, армяне, русские, евреи, украинцы, — представить не мог ту трагедию, что разыграется в конце февраля 1988 года.

 

 

Официально считается, что спусковым курком для крови послужило сообщение по ТВ о кровавой стычке под Аскераном, ведь там погибли два азербайджанца. Ставший привычным ежедневный митинг на центральной площади города, где требовали сохранить Нагорный Карабах в составе Азербайджанской ССР, в этот день превратился в карательную акцию под лозунгом «Смерть армянам!». Усилий местных властей и правоохранителей не хватило для пресечения беспорядков, на два дня Сумгаит погрузился в кровавые погромы, которые вспыхивали повсеместно.

Официальная статистика на сегодня приводит в числе погибших цифру: 26 армян. Пострадавших же насчитывались сотни. Безумие кровавого круговорота остановил только ввод войск. Однако и армия не сразу нашла управу на одичавших за какие-то дни «мстителей». Введённым войскам поначалу запретили применение оружия к «гражданским лицам», ведь по всем конвенциям регулярные части ВС не применяют против мирняка. (Украина не в счёт, она давно потеряла все ориентиры в пространстве.) В результате командование ВС СССР дождалось, когда счёт раненым среди солдат и офицеров преодолел сотню, только потом терпение к «заблудившимся» лопнуло. Ряд погибших армян дополнили шестеро азербайджанцев, после этого беспредел удалось остановить.

Пущенная кровь Сумгаита осложнила в разы развязку и прекращение конфликта в Нагорном Карабахе. Армяне словно вновь пережили резню в Османской империи, которая случилась в первые годы ХХ века. Жители Степанакерта повторяли с холодящим душу страхом: «Смотрите, что они творят? Разве после этого мы можем оставаться в Азербайджане?»

 

Поздно спохватившаяся Москва начала тогда применять жёсткие меры, уже нелогичные и пустопорожние. Члены Политбюро при визитах в Баку и Ереван обещали диаметрально противоположные вещи. Центральная власть катастрофически теряла авторитет у народа.

 

Кровавая распря в Сумгаите привела к исходу этнических армян из Азербайджана и азербайджанцев из Армении. Люди боялись повторения кровавых событий и покидали родные места, бросая пожитки, избегая соседа, в один момент ставшего кровным врагом.

 

Хотя неверно говорить о всеобщем оскотиневании и подонках. Чернить всех не будем, отметим, что при погромах в Сумгаите, вопреки опасности собственным жизням, многие азербайджанцы спасали армян, прятали их в своих домах. При похожих «ответках» в Степанакерте, при охоте «мстителей» на азербайджанцев, уже армяне спасали их, бесстрашно и отчаянно.

Хуже всего было то, что достойным людям уже не удавалось остановить разрастание и углубление межэтнического конфликта. Повсеместно возникали новые поводы для столкновений, гасить которые не успевали даже при помощи ввода в регионы внутренних войск.

К тому же на дворе был конец 80-ых, общий системный кризис СССР отодвигал в дальний угол проблему Нагорного Карабаха. В то время уже противоборствующие стороны об уступках и компромиссе слышать не хотели. К январю 1990 года, сформировавшиеся за это время незаконные вооружённые группировки с обеих сторон в открытую вели боевые действия, жертв и раненых среди них насчитывались уже десятки и сотни.

Исторический экскурс продолжим в следующий раз детальным разбором ситуации с Нагорным Карабахом на данный момент. Какие настроения сейчас превалируют в регионе, насколько учитывается опасность развязывания локальной войны в неспокойном регионе.

 

Научимся ли мы со временем учитывать ошибки и пробелы недавнего прошлого?

 

Продолжение следует…

 

ПОДЕЛИТЬСЯ


19 комментариев
  • Борис 05.04.2019

    Статья в корне однобокая и Фальшивая.Наверняка автор армянин,и вешает «лапшу» читательям.




    0



    0
  • Алик 05.04.2019

    1828 году обарванном состоянии армяне поселились в Карабахе, приютили обарванцев на свою голову. В мире нет токой наглой, лживой, хитрой, нации как хайки. Они до сих пор не могут определиться кто они по нации, армяне или хайки, где живут там всех беспокоют своей наглостью. Только как получат гапаз по бошке, временно тихнут, пройдя время, опять наглеют.




    0



    0
  • Исмаил 05.04.2019

    Во первых не было никакой войны между армянами и азербайджанцами в 1918-1920 годах,а были массовые погромы азербайджанских городов и сел со стороны армян в частности дашнаков.И еще я не могу понять логики событий в Чардахлы когда начальником сельского колхоза ставят азебайджанца на территории азербайджана и армяне возмущаться. Почему? От того что в Чардахлы жили армяне он стал армянским? По такой логике и краснодарский край и ростовская область тоже принадлежит армянам. P.S.Не будет на землях Азербайджана второго армянского государства.




    0



    0
  • А.Т. 05.04.2019

    Хорошо и продумано написано! Ждем продолжения…




    0



    0
  • Томогавк 06.04.2019

    Похоже с таким «знанием» истории и действительности понятно,что Anna news Гавно. А пока «разбирайся» в своём «огороде» говно, а «дел» у тебя по ходу больше,чем гавна в канализации.




    0



    0
  • Очевидец 06.04.2019

    В основном все верно. Но надо описать ещё и руководящие действия компартии Азербайджана на тот момент. Проводя общественные собрания в различных организациях Баку и других городов Азербайджана на которых всячески осуждая и оскорбляя «сепаратистов» армян, они провоцировали своих озверевших сородичей на дальнейшее кровопролитие, что и проявилось в дальнейшем в Баку, Кировограде, и других городах АзССР




    0



    0
  • Sayfer 06.04.2019

    Одно боко, рассмотрен вопрос этнического конфликта азербайджанцев и армян. Писавший текст либо армянин по нации или придерживается проармянской стороны.
    Настоящий журналист должен придерживаться НЕЙТРАЛИТЕТА, личные чувства, народность или религия автора не должны способствовать изменению исторических фактов. В данном тексте был рассмотрен Сумгаитский погром, а почему же не было написано про Ходжалы? Почему же не было написано про попытки Микояна, еще в сталинские времена, склонить вождя народов к проармянской стороне?
    Все это началось еще сотни лет назад, острую фазу приобрело в начале 20го века. Попытка радикальными методами националистов армян выйти из под Османской империи, путем противодействию государственности и нападению на мирное турецкое население, вылилось в вырезание этнических армян. Вооружали их сперва Российская империя, а позже революционеры.
    Но и армяне ничем не лучше! Так называемые дашнаки, в попытке ублажить тогдашним большевикам особо отличились в вырезании и массовых убийствах мирного населения. Особенно в зверских убийствах женщин и детей. Регион их деяний охватывает Азербайджан и ряд тюрко говорящих стран, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и и.д.
    Туркофобия в крови у этого народа, прививают ее детям с малых лет. В отличие от многонациональных государств, находящихся на территори Южного Кавказа, Армения является единственной моно национальной страной с 98% населения в лице армян. Судите сами какие выводы можно делать!




    0



    0
  • Анатолий 06.04.2019

    Крайне низкопробная статейка. Банально ангажированная писанина. Как всегда «бедные» армяне и «кровожадные» азербайджанцы. Об’ективности-ноль. Наверняка автор какой нибудь *мутнян»




    0



    0
  • Ruben Yegiyan 06.04.2019

    Азербайджанцы=турки. Перечитайте статью с этим допущением. Многое станет понятно.




    0



    0
  • Дмитрий 06.04.2019

    В тех событиях нельзя обвинять только азербайджанцев или только армян. Скорее всего ситуация «раскачивались» извне, с помощью местных элит. И главной целью было развал СССР, и лишь потом статус Карабаха.




    0



    0
  • Баха 06.04.2019

    90% процентов были армяне? Да вас с роду там не было вас стали переселять туда только после 1 русско-иранской войны с земли персии .после гюлюстанского мирного договора. И то благодаря вашим русским погровителям. Откройте историю далеко ходить не нужно. А вы по жизни были цыганами и останетесь ими. Пусть Бог покарает вас. За все ваши предательства по отношению к народу ,который вас приютил.




    0



    0
  • Рома 06.04.2019

    Все что написано ложь и вранье .Бедные армяни всегда считают себя умными с фальшивыми статьями а до этого конфликта они так хорошо устроились вБаку .Как только начался конфликт они сразу нас били не надо была чужом городе с своим уставом ходит,кстати мой знакомый сказал что Армяни в Баку работали в самый лучших местах и должностях .яНп надо было из Армени выгонять Азербайджанцев в Сумгаит вот и вы получили ответ за это и обвинять что Вас Азербайджане избивали унижали в этом в сами виноваты




    0



    0
  • Эльдар Османов 06.04.2019

    Госпожа Мария, вам явно не хватает обьективности, хватит оправдывать оккупантов и сепаратистов и нечего брать эти слова в кавычки, не забывайте что главарем Сумгаитских погромов был сам же армянин Эдуард Григорян, поэтому его так тщательно скрывают в России местные сородичи, сотни раненых армян с этим вы сильно переборщили, не было такого, вы перепутали с несчастными ходжалинцами, вот где был настоящий геноцид




    0



    0
    • Татьяна 07.04.2019

      У вас не было геноцида! Вы хоть знакомы с вашим первым президентом? Аязом Муталибовом? Помните, что он говорил? Или у вас мания всё буквально всё сваливать на армян? И вы себя считаете объективнымы? Я вас умоляю. Вы наверное самый первый необъективный народ в этом мире! Да даже ваша история необъективная и неадекватная, несовпадающая не с чей историей этого мира! Вы просто стали иснтрументом, оружием для вашего узурпатора, и при том, кажется, что вы так и хотите быть инструментом! Вы не делаете ничего, чтобы стать людьми! Вы стали рабами вашего правительство! И вы считаете, что это нормально, когда ваш гражданин нападает с топором на спящего, из-за того что он был армянином. А потом вы с этого гражданина делаете героя нации! Что за абсурд! И такие ситуации не первые. И вы ещё вставляете всякие памятники «таких героев» или героев войны даже в других странах, как Грузия. А когда армяне в твой же Грузии хотели поставить памятник своего героя войны, помните, какие переполох вы начали? И по вашему это объективно? Вот можете сказать, где это написано, что азербайджанцы ими право поставит памятнии своих героев, а армяне нет? Что за ерунда? Есть ещё много таких примеров , но долго писать, но давайте будем говорить правду: вы, друг мой, необъективны. Ибо вы думаете, что объективность значит, говорить только проазербайджаские вещи. Я вот уверена, если бы тут написали бы те сказочки, что у вас в школьных книжках, вы бы от радости похлопали, плюс ещё и написали «смерть армянам, обязаны-армян» и т.п. Вы просто инструменты своего узурпатора. И даже те Азербайджанцы, что имеют другие мысли, которые против вашего правительство или несовпадают с точками зрения вашего узурпатора, то вы мигом готовы выпотрошить этого азербайджанца и обвиняете его в том, что он явно армянин или из Армянского происхождения. Ваша участь слишком уж грустна. Даже турки себя достойно ведут и так низко не падают. Так что никто не позавидует вашей грустной участи. Надеюсь удачи.




      0



      0
  • а,ф 06.04.2019

    всё правильно написано.азики игнорируют факты, комментах под статьей много агрессии и ненависти,ну это понятно,проиграли войну за Арцах, но нести достойно,это не ихнее,…вой,плач,вранье,клевета и оскорбление, вот всё что в ваших силах…. успокойтесь,время лечит…




    0



    0
  • Сергей 06.04.2019

    Все правда,так и было.Азики сказочники и аферисты.




    0



    0
  • Михаил 06.04.2019

    События в Ходжалы и Сумгаите открыли путь к власти в Армении партии войны
    Аналитика 26 фев в 22:37

    В конце февраля на постсоветском пространстве вспоминают жертв трагических событий в азербайджанских Ходжалы и Сумгаите. С момента беспорядков, которое принято называть «сумгаитским погромом на этнической почве», прошло три десятка лет, но до сих пор нет единства во мнениях, что стало причиной событий 27–29 февраля 1988 года и кто несет за них ответственность.

    О том, что и почему происходило тогда в Сумгаите, рассказывает политолог Сергей Кургинян: «В конце 1980-х годов я приехал в Баку, где разворачивались события, совершенно не имеющие никакого отношения ни к официозу, ни к тому, что пропагандировала наша демократическая оппозиция. Могу со всей ответственностью сказать, что, когда зверски убивали, предположим, армян вначале в Сумгаите, издеваясь над ними и совершая некие ритуальные действия, то делали это не азербайджанцы, а делали это люди со стороны, нанятые представители международных частных структур».

    «Мы этих представителей знаем по именам, знаем, к каким структурам они принадлежали тогда, к каким структурам они принадлежат теперь. Эти люди убивали армян, подключали к этому делу азербайджанцев, потом убивали азербайджанцев, подключали к этому делу армян. Потом сталкивали армян и азербайджанцев, и начиналась эта управляемая напряженность. Мы это все видели, мы видели, что за этим стоит», — говорит политолог.

    По его словам, картина была ужасающая, но самое ужасающее было другое: «То, что не имеющие никакого к этому отношения демакратоидные и либероидные мифы уже воспринимались как истина в последней инстанции, как нечто самоочевидное, как нечто абсолютно правильное, они уже управляли сознанием. Все эти вирусы уже вгрызались в сознание, и толпы бежали в нужном направлении, в направлении к собственному концу, к собственной беде, к собственному предельному неблагополучию, в котором они и оказались в последствии».

    Между тем, сегодня отмечается 27-й годовщина Трагедии в Ходжалы. Многие сейчас вспоминают, что более четверти века назад один из карабахских полевых командиров, а позднее президент Армении Серж Саргсян заявлял, что армяне предпочитают вслух о той трагедии не говорить. Впрочем, позже он заявил автору книги «Черный сада» Томасу де Ваалу: «До Ходжалы азербайджанцы думали, что с нами можно шутки шутить, они думали, что армяне не способны поднять руку на гражданское население. Мы сумели сломать этот [стереотип]».

    Так вводилась в заблуждение мировая общественность, а также сами армяне и азербайджанцы. Создается впечатление, что трагедии в Ходжалы, Сумгаите и Баку были инспирированы с той целью, чтобы не осталось никаких шансов вернуться к миру. Кроме того, ни для кого не секрет, что именно те события открыли путь к власти в Армении партии войны – сначала Роберту Кочаряну, а затем и Сержу Саргсяну.




    0



    0
  • Татьяна 06.04.2019

    Да, этот конфликт начался ещё в 1918-ых. А те азики, что думают, что не было войны в 1918-20, или что в Арцахе не было армян (90% населения), это не ваша вина, что ваша идиотское правительство узурпаторов учит вас сказочки. Да Ася ваша история это сказки! Ваша история не совпадает не с чей! Это не странно для вас? А эти цифры и информации, что представил автор, не выдумки. Вся информация даже эти цифры сохраняются в Архивах РФ, Великобритании, Франции, Германии и т.п. И вообще, начинайте работать головой, если конечно она у вас есть. А то всё любите повторять то, что ваш узурпатор скажите. Я даже уверена, если он однажды проснётся и объявит, что вы можете одержать победу с помощью рога Единорога, то вы прямо таки начнёте искать единорогов. А тех, кто скажет, что единороги не существуют, вы снова станете обзывать, называть предателями или армянами. Это у вас уже часть психологии стало, кроме армян у вас ничего не мерещится и во всех ваших делах всегда виноваты армяне. Вы больны арменофобией.

    ПС Свобода Ташышам, Лезгинам от узурпаторов и рабов.




    0



    0
  • Сергей 22.04.2019

    Какая разница, кто и когда там жил во времена доисторического материализма ? Когда образовывался СССР были зафиксированы границы советских республик. Хороши они были или нет — не ваше дело. Эти границы утвердил Совнарком и ВЦИК во главе с Лениным и Калининым. Все, точка !!! Это как границы в Европе. Как зафиксировали Хельсинкским соглашением 1976 года принцип нерушимости границу в Европе — так и надо этих границ скрупулезно придерживаться. А любые изменения, которые сделаны не на основе взаимной договоренности (примеры взаимной договоренности — Чехия и Словакия, Сербия и Черногория) ведут к крови.




    0



    0

Оставьте Ваш комментарий (регистрация не требуется)